Современный костюм. Презентация на тему "удмуртский народный костюм" Мужской удмуртский костюм

Южноудмуртский костюм сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом костюме сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII -III вв. до н. э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале — булгары, затем — татары и башкиры.

В данный костюм входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась).

Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника — кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом — узорную полоску.

Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саестэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Зыбын, напоминающий русский зипун, шили из красной или синей в черную полоску шерстяной домотканины с отрезной спинкой и присборенной талией. Рукава у кисти обшивали полосками черного сатина. Праздничный кафтан — дӥсь, аналогичный зыбыну, шили из плиса или китайки, полы и подол украшали тесьмой. Камзол шили из красной шерсти или белого холста; идущие от талии клинья отделывали белой, зеленой или черной тесьмой, к подолу пришивали оборку. Камзол подпоясывали вышитым (позднее — аппликативным) поясом. Поньток (от русского — пониток) шили из полушерстяной домотканины, по крою он был приталенным, без сборок.

Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.

Костюм северной удмуртки

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества.

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному. Биньыса, сирсо диськут. назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — боковой платок).

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины.

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета.

В традиционной одежде удмуртов принято выделять северный июжный варианты.

Женский костюм северной удмуртки состоит из туникообразной рубахи (дэрем), съёмного вышитого нагрудника (кабачи), распашного халата (шортдэрем), тканой или плетёной опояски и передника без грудки (азькышет).

Вышитый нагрудник (кабачи) в зависимости от орнаментации и исполнения бывает праздничным, обрядовым и повседневным. Свадебный кабачи украшает орнамент с восьмилучевой звёздочкой (толэзь).

Одежда шьётся из белого льняного холста и украшается вышивкой красного цвета.

На голову надевается налобная повязка и, поверх неё, белыйплаток с кумачовой оторочкой. (Фотографии слева и справа - североудмуртский костюм. Кукла слева выполнена Алевтиной Осотовой, посёлок Кез).

Традиционная одежда южной удмуртки шьётся из пестряди.

Платье имеет трапециевидную форму, рукава к низу заужены, по низу платья –широкая оборка. Грудь украшает съёмный нагрудник из серебряных монет.

(Фотографии слева и справа – южноудмуртский костюм).

Головной убор южной удмуртки состоит из вышитой налобной повязки, головного полотенца (чалма), конусообразного берестяного убора (айшон), платка-покрывала (сюлык). (Фотография внизу справа - на занятии в гимназии им. Кузебая Герда города Ижевска).

Свадебный сюлык украшается чёрной вышивкой и массивной бахромой из чёрных или бордовых ниток. После рождения первого ребёнка чёрный свадебный сюлык заменяется на повседневный красный с зелёными шерстяными кистями (Фотография внизу слева - на занятии в гимназии им. Кузебая Герда города Ижевска).


Обувь – узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки,лапти с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки (то же для северных удмуртов).

Мужская одежда удмуртов – белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной тканый пояс (кускерттон).

Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки.

(Фотография справа - кукла выполнена Алевтиной Осотовой, посёлок Кез).

Верхней одеждой и у мужчин и у женщин были шерстяные кафтаныи шубы, отрезные по талии и со сборками, повседневные – неотрезные и без сборок, но приталенные..

Самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов - белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:

  • северный костюм был трехцветным;
  • южный - многоцветный;
  • бесермянский.

Головные уборы северного комплекса

Удмуртский имеет несколько вариантов головного убора:

  • шапка;
  • покрывало;
  • полотенце;
  • повязка.

Общепринятый девичий головной убор - такья - холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше - более продолговатую кузялэс такью. Кроме такьи популярны были и холщовые которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой - шапки из овчины.

Южные головные уборы

  • Шапочки: пелькышет.
  • Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
  • Полотенце: йыркышет или чалма.
  • Айшон.
  • Платки.

Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк - сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон - удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык - белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность - массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее - красный до самой старости.

Женский удмуртский национальный костюм

Женский североудмуртский наряд - древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком - гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм - много кумача;
  • пичи кумач понэм - немножко кумача;
  • котыр кумач понэм - полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло - широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё - отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем - зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем - красная;
  • сьодэн шырем - черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха - белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще - синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой - валенки.

Сегодня удмуртский редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность - «Художественное проектирование костюма».

Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную - картин, подвесок, сумок - в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

«Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад - на съемках первого удмуртского художественного фильма "Тень Алангасара", где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. "Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу", – говорит дизайнер.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль "Шулдыр ӝыт", "Малпан", Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. "Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала".