Проект «Здоровые зубы - красивая улыбка. Классный час "здоровые зубы - красивая улыбка" Молоко и молочные продукты

Открытый классный час во 2-3 классе

Тема: «Здоровые зубы – красивая улыбка»

Цель:

Продолжить формировать представление детей о здоровье, как одной из ценностей жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей основным правилам ухода за зубами, расширять кругозор детей.

2. Познакомить с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.

3. Продолжить формировать навыки личной гигиены, здорового питания,

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать мыслительную деятельность, речевую деятельность (через хоровое проговаривание)

2. Корригировать общую и мелкую моторику (развивать координацию движений рук, зрительно-двигательную координацию посредством игры).

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, дисциплинированность (общие игровые моменты).

3. Воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и творческого мышления.

Знакомство учащихся с основными правилами ухода за зубами и полости рта.

Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой полости; привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивать память, внимание, мышление, речь, воображение учащихся.

Оборудование: рисунки зубов (рот со здоровыми зубами, рот с испорченными зубами), выставка зубные щётки, зубная паста, зубочистки, аудиозапись песни «От улыбки», весёлая песня про зубную щётку и зубки.

1. Организационный момент.

Повторение основного девиза «Уроков здоровья»

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

2. Введение в деятельность.

Ребята, на наших занятиях мы узнаём, как сохранить и укрепить наше здоровье.

Звучит фрагмент песни «От улыбки»

Какая песня прозвучала?

В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем теплей»

Как вы понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)

Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (Добрая, открытая, радостная, нежная, с красивыми зубами,… - ответы детей) Красиво улыбаться надо уметь. Подарите улыбку друг другу, учителю, гостям .

Отгадайте загадку: « Полон хлевец белых овец» (зубы). Значит сегодня мы будем говорить о чём?

Посмотрите фотографии, на которых люди улыбаются. Улыбнитесь друг другу. Что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы)

- У этих улыбающихся людей ослепительные, красивые улыбки! Это потому, что у них здоровые, а значит, красивые зубы.

Однако, просмотрев эти фотографии, мы можем убедиться что, не на всякие зубы приятно смотреть.

3. Работа по теме.

«Функции зубов».

У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

Посмотрели, аккуратно положили зеркала на место.

Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали? Какие они? (Гладкие, твёрдые острые. Передние зубы имеют острые края, а задние бугристую поверхность )

Все ли зубы имеют одинаковую форму?

Зачем человеку зубы?

1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

2. Зубы помогают правильно говорить.

Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной речи.

3. Здоровые зубы украшают лицо человека.

Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

Обычаи, связанные с выпадением зубов.

В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы).

У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу). В России тоже зовут мышку, а зуб принято класть на печку или под подушку.

Форма зубов

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите форму зубов.

Рассмотрим макет зубов. Вы уже сказали, что не все зубы одинаковые. Почему?

Передние зубы имеют острый режущий край.

Что мы делаем с помощью передних зубов?

С помощью передних зубов мы откусываем пищу, словно отрезая её.

Как называются передние зубы? (Резцы).

А что мы делаем с помощью угловых зубов с заострёнными концами?

Эти зубы немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережевывании.

Как называются эти зубы? (Это клыки).

Что мы делаем с помощью боковых зубов?

Они служат для размельчения, перемалывания пищи.

Как называются эти зубы? (Это малые и большие коренные зубы.)

Давайте сделаем вывод, отчего зависит форма зубов?

Форма зубов зависит от их функций. Пища бывает жидкой и твёрдой, поэтому и зубы разные.

Исследовательская работа. «Влияние зубной пасты на прочность зубов»

Абдуллин А.

(Работа с рисунком «Строение зуба»

Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трёх основных частей. Вот так зуб выглядит изнутри. Давайте вспомним строение зуба.

В полости рта мы видим только часть зуба, которая называется коронкой. В челюсти зуб закрепляется корнем. Часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем называется – шейка, она прикрыта десной. В самой серединке зуба находится мягкая ткань – пульпа. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и благодаря им зуб чувствует тепло и холод.

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.)

А теперь давайте ещё раз посмотрим на рисунок зуба в разрезе и заполним пропуски в предложении.

1. Мы видим часть зуба, которая называется ………………(коронкой)

2. Остальная часть зуба находится в ……………. (шейке)

3. ………….. прочно удерживает зуб в челюсти. (корень)

4. ………….. очень твёрдая и защищает зуб. (эмаль)

5. В ………. находятся кровеносные сосуды и нервы. (Пульпа)

Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на наших зубах образуется налёт и если за зубами не ухаживать, то этот налёт разрастается и превращается в монстра – кариес, который разрушает зуб, появляется дырочка. Дырка в зубе – всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?...
Как вы думаете,
- Как вы думаете, почему заболели зубы у Любы? (плохо ухаживала за ними )

А что посоветовали бы вы в этой ситуации? (обращаться к врачу)

Как называется врач, который лечит зубы? (стоматолог)

Надо ли ухаживать за молочными зубами?

Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко подвергающие порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах. В вашем возрасте как раз идёт замена молочных зубов на постоянные, поэтому за зубами необходимо ухаживать особенно тщательно.

Сохранение зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для пережёвывания пищи. Хорошо пережёванная пища легко проглатывается, хорошо переваривается, хорошо усваивается организмом. Плохо разжёванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность органов пищеварения, нередко приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, могут быть причиной различных заболеваний.

Важнейшим средством сохранения зубов являются: полноценное питание, правильный уход.

Основные требования к уходу за зубами.

Что же надо делать для того, чтобы зубы не портились и какие меры можно предпринять, чтобы не дать монстру-кариесу разрастись и повредить зуб? (необходимо заботиться о зубах)

Практикум «Почистим зубы»

Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми. (Зубная щётка, зубная паста)

Давайте послушаем песню про зубную щетку и зубки. (Вместе)

Почему мы пользуемся именно зубной пастой, а не мылом, например?

Зубная паста содержит фтор – специально вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса.

Только ли зубной пастой можно чистить зубы?

Есть зубные порошки, зубные эликсиры – оказывают противокариозное и ранозаживляющее действие, зубные нити – флоссы – удаляют налёт и остатки пищи из промежутков между зубами.

Что нужно делать, если зуб всё же заболел?

Зубные врачи – стоматологи – знают:

- как помочь при зубной боли

- как некрасивые зубы сделать красивыми!

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

4. Закрепление

  • Ешьте фрукты и овощи.
  • Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!
  • Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.
  • Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
  • Дважды в год посещайте стоматолога.
  • И у вас будет ослепительная улыбка!

А сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет.

Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы»

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Почему за зубами нужно ухаживать?

Сколько раз в день необходимо чистить зубы? Почему?

Какая пища для зубов полезна?

Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)

К какому врачу нужно идти? (стоматолог)

5. Итог урока.

Красивая улыбка – это одна из составляющих вашего здоровья и уверенности в себе. Здоровая полость рта – это неотъемлемая часть здоровья организма в целом. Поэтому не оставляйте уход за зубами на потом. Уделяйте зубам должное внимание, чистите их утром и вечером, а также полоскайте рот после каждого приема пищи. Здоровые зубы, не те, которые хорошо лечат, а те, за которыми постоянно и хорошо ухаживают. Если вы хотите стать обладателем здоровых и красивых зубов, нужно просто пользоваться всеми правилами гигиены зубов и полости рта. Не забывайте, что ваше здоровье – в ваших руках.

- В начале урока вы мне сказали, что красивая улыбка – это добрая, хорошая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами! Давайте чаще улыбаться!

Если только рассмеяться,

То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

Подарите улыбки гостям.

Памятки по ухаживанию за зубами, зубные пасты и щётки учащимся

6. Домашнее задание.

1. Выполнять все требования по уходу за полостью рта.


Татьяна Макарова

Тип проекта : познавательно-исследовательский, практико-ориентированный

Длительность проекта : краткосрочный (3 дня)

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги и сотрудники ДОО, родители.

Актуальность:

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Красота, как известно, требует жертв, а здоровье зубов – бережного отношения и регулярного ухода.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Зубы вырастают всего два раза в жизни, а потому, не заботясь о них должным образом, можно распрощаться с большей их частью, даже не достигнув преклонного возраста. А ведь каждому понятно, что без зубов нельзя вести полноценную жизнь. Вопреки сложившемуся мнению, ухаживать за полостью рта очень просто – необходимые каждодневные процедуры отнимут не более 15-20 минут.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 92% людей во всем мире неправильно чистит зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Предварительно проведенное анкетирование родителей воспитанников, подтвердило мое предположение о том, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, или не чистит вообще, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, родители низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами (не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет и т. д.).

Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Так как гигиене полости рта нужно уделять особое внимание, то более осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Проектный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта, а не просто слушателем.

Проблема: у детей недостаточно знаний о необходимости ухода за полостью рта.

Гипотеза : если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Цель:

Формирование личностной ответственности за сохранение своих здоровых зубов в повседневной жизни.

Задачи:

Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.

Обучить правильной технике чистки зубов.

Формировать знания о полезных продуктах для зубов.

Обогатить словарный запас и объяснить значение новых слов.

Стимулировать развитие ответственности за свое здоровье.

Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ожидаемые результаты:

У детей сформированы начальные представление о значении зубов для организма;

Овладение детьми элементарными умениями и навыками ухода за полостью рта;

Дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;

У детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;

У детей формируется осознанное отношение к своему здоровью.

Информационно-техническое обеспечение:

интернет

компьютер

мультимедийная установка.

Формы организации детей:

изучение литературы, поиск информации в сети интернет

социологическое исследование (анкетирование детей и родителей)

чтение художественной литературы

экскурсия в мед. кабинет

экспериментально- исследовательская деятельность с яйцом и уксусом

гость группы врач-стоматолог

дидактические игры

выставки коллажей, листовок, подготовленных совместно с родителями

рассматривание альбомов, плакатов о полезных и вредных продуктах

просмотр мультфильмов

просмотр презентаций

Этапы работы над проектом:

I этап: подготовительный

Постановка проблемы.

Выдвижение детьми собственных гипотез.

Постановка цели и задач, определение направлений работы.

Изучение и подбор литературы

Предварительная работа с педагогами (подборка соответствующих бесед, наблюдений, дидактических игр, режиссерских игр, планирование различных видов деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-творческая, игровая).

Выбор оборудования и материалов.

II этап : практический-решение поставленных задач различными методами и приемами во всех видах детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, экспериментальная, изобразительная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, трудовая). Организация совместной деятельности с детьми, самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями воспитанников.

III этап : заключительный-обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций, презентация проекта.

План реализации проекта

1 д ень Беседа «Что делает улыбку красивой»

Анкетирование детей.

Анкетирование родителей

Рассматривание энциклопедий «Самая полная энциклопедия научных опытов», «Все обо всем», «Простая наука»

Рассматривание картин, фотографий, таблицы «Строение зубов»

Чтение сказки Коростылева В. Н. «Королева Зубная Щетка», Чуковского К. И. «Мойдодыр», П. Прядкин «Доктор маме говорил»

Ситуативный разговор: «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать»

Дидактическая игра «Академия Здоровья»

Дидактическое упражнение «Что есть во рту»

Заседание «Клуба Почемучек»

Исследовательская деятельность: самообследование ротовой полости

Изобразительная деятельность: рисование «Моя зубная щетка», «Моя улыбка».

Просмотр мультфильма «Птичка Тари» (дома)

2 д ень Беседа: «Жевательная резинка-вред или польза»

Экскурсия в мед. кабинет

Ситуативный разговор: «Моя зубная щетка»

Просмотр презентации «Уход за зубами»

Гость группы: врач-стоматолог Силивеева А. М. :

Рассказ об уходе за полостью рта

Загадки и пословицы

Обследование зуба человека

Рассматривание стоматологических инструментов

Обследование муляжа челюсти человека

Эксперимент «Как правильно чистить зубы» (с помощью расчески, ваты и зубной щетки)

Эксперимент: «Поставь пломбу»

Чтение стихов С. Войтюк «Беззубый джентельмен», А. Барто «Мы с Тамарой», Дж. Рум «Чистм зубки»

Дидактическое упражнение «Что полезно для зубов»

Режиссерские игры: «Стоматология», «Мы-исследователи»

Изобразительная деятельность: аппликация «Помощники королевы Зубной Щетки»

Экспериментальная деятельность-опыты с яйцом и уксусом

Просмотр мультфильмов из серии «Зачем нужно чистить зубы» (дома)

3 д ень Беседа : «Здоровые зубы-здоровью любы», «Каждому щетка зубная нужна, чтоб белоснежной улыбка была»

Чтение сказки И. Гуриной «Анюткина зубная Фея»; «Сказка про Зубную Фею и вредный кариес», Е. Орловскаяя «Сказка про зубную феечку»

Ситуативный разговор: «Полезная и вредная еда для наших зубов»

Динамическое упражнение-логоритмика

О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»

Ручной труд: атрибуты для игры «Стоматология», «Врача вызывали»

Художественно-творческая деятельность: коллаж «От улыбки станет всем светлей»Экспериментальная деятельность: «Какой зуб сильнее»]Просмотр презентации «Где живут витамины»

Просмотр мультфильма «Добрый Доктор Стоматолог» (дома)

Результативность проекта:

Проработав данную тему, мы пришли к единому мнению, что наша гипотеза нашла свое подтверждение в том, что нерегулярный уход за полостью рта приводит к заболеванию и разрушению зубов.

Вредные продукты оказывают губительное действие на состояние зубов.

По результатам проделанной работы мы составили советы для ребят нашей группы и ребят-дошкольников в нашем детском саду:

1. Чистить зубы необходимо 2 раза в день.

2. Пользоваться только своей зубной щеткой.

3. После еды всегда полоскать рот водой.

4. Не ковырять в зубах острыми предметами.

5. Не грызть зубами орехи, твердые конфета, сахар.

6. Посещать стоматолога не менее двух раз в год.

Риски

1. Низкий уровень познавательного развития детей.

2. Недостаточная заинтересованность, активность родителей.

3. Вероятность упущения отдельных направлений проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Продукт проектной деятельности:

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Собери картинку»

Плакат «Полезные продукты для зубов»

Буклет для родителей «Здоровые зубы-красивая улыбка»

















Цель: обобщить и закрепить с детьми знания правил ухода за зубами.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с факторами, влияющими на развитие кариеса зуба;
  • убедить учащихся в необходимости беречь зубы;
  • дать детям советы по уходу за зубами и полостью рта;
  • развивать мышление, память, мануальные навыки детей, мелкую моторику пальцев;
  • воспитать осознанное отношение к своему здоровью, желание сохранить здоровыми зубы, привить навыки правильного питания.

Оборудование:

  • Выставка «Берегите зубы»: макеты зубов, зубные щетки, зубные пасты, зубочистки, флоссы (Приложение 2 , рисунок 1).
  • Стенд «Красивые зубы – красивая улыбка» (Приложение 2 , рисунок 2).
  • Опыт с яичной скорлупой: стакан стеклянный, кислота уксусная, яйцо со скорлупой и столовая ложка.
  • Конкурс «Грызуны».
  • Видеофильм «Советы доктора Кролика».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организация класса

Дети хором читают девиз занятия: «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся, сам себе я помогу и здоровье сберегу».

Педагог: «Ребята! На наших занятиях мы путешествуем по разным улицам города Здоровья, узнаем, как сохранить и укрепить наше здоровье. Сегодня мы отправимся в путешествие по улице «здоровые зубы». На этой улице мы познакомимся с доктором Кроликом, Зубом, побываем в исследовательской лаборатории, в музее на выставке зубных щеток, паст, в спортивном зале, на игровой площадке и в видеозале.»

Основная часть

Педагог: «Ребята, вы знаете ключ, который открывает все «замки» в душах людей? (Ответы детей). Да, это улыбка! Красиво улыбаться нужно уметь. Подарите улыбку друг другу. Улыбка украшает человека, а где красота, там уверенность, там успех. Красивой бывает улыбка человека с ровными здоровыми белоснежными зубами. Послушайте стихотворение:
«улыбнитесь пошире и пусть все видят, что ваши зубы – крупные и ровные, острые и частые, твердые, жемчужные, белые, клыкастые, мраморные, крепкие, самые смехастые» (Рис. 1)

Рисунок 1

Чтобы зубки были такими, вы должны ухаживать за ними. Но здоровые зубы – это не только красивая улыбка. Здоровые зубы – это первое звено пищеварительной системы. Чтобы не болели зубы и не воспалялись десны нужно полноценно питаться: кушать много зеленых овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, побольше молочных продуктов. В вашем возрасте необходимо выпивать не менее 3–4 стаканов молока в день. Если вы будете так хорошо кушать, придерживаться наших советов, то получите все необходимые минеральные компоненты и витамины. Если не хватает в пище витамина А – у человека снижается острота зрения; нехватка витамина С приводит к слабости десен; дефицит витамина В приводит к нарушению сна и плаксивости. Нельзя кушать много конфет, пить газированную сладкую воду. Пейте натуральные овощные и фруктовые соки – самые полезные продукты.

Рисунок 2

Дети, посмотрите, Супер Бобер принес вам морковку, чтобы вы поучаствовали в конкурсе «Грызуны» (морковь мытая, очищенная для каждого). Вы грызете зубками морковь и должны выгрызть фигурку животного или птицы, или знакомый предмет. Овощи чистят и укрепляют зубы. После еды сладостей нужно кушать жесткие фрукты или овощи, если нет возможности почистить зубы щеткой, так как микроорганизмы на зубах начинают перерабатывать углеводы (вафли, печенье, конфеты) и в результате получается кислота, которая разрушает твердые ткани зуба. Ребята, посмотрите, как выглядит больной зуб (Рис. 3). Его разрушил бандит «Кариес» (педагог показывает наглядное пособие разрушенного зуба). Кариес появляется только там, где едят много сладкого. Во рту живут бактерии, которые питаются частичками оставшейся пищи.

Рисунок 3

Ребята, Кислотный монстр перепутал все буквы. Помогите разобраться. Дети разгадывают ребус: И (6) Е(4) Б(1) Е(2) Г(5) Р(3) У(8) Ы(10) Б(9) З(7) !(11) (ответ – береги зубы!)
Молодцы! А теперь – физминутка с прищепками.

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик в лес пошел, (прищепка на мизинце)
Этот пальчик гриб нашел, (прищепка на безымянном пальце)
Этот пальчик чистить стал, (прищепка на среднем пальце)
Этот пальчик жарить стал, (прищепка на указательном пальце)
Этот пальчик ел да ел, от того и потолстел (прищепка на большом пальце).

Затем повторить с другой ладошкой. Как ваше ощущение в пальчиках? Вы чувствуете подвижность, мягкость?
А сейчас мы оказались в исследовательской лаборатории. Показ опыта: «влияние кислоты на зубную эмаль». Эмаль зуба – самая прочная ткань организма. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Может разрушиться со временем от кислотных воздействий. Сейчас я продемонстрирую вам опыт, с помощью которого вы убедитесь, как кислота разрушает эмаль. Для опыта я беру яйцо, так как его скорлупа имеет похожее строение с эмалью зуба, также содержит главный элемент – кальций. Если не почистить зубы после еды, микробы перерабатывают остатки пищи и вырабатывают кислоту.

Педагог показывает яйцо, дети проверяют его на твердость, постучав палочкой по скорлупе. Яйцо опускается в емкость с уксусной кислотой на 15 минут.

Пока продолжается опыт, давайте поиграем в игру «Самые, самые». У кого самые большие зубы? (у бегемота). Клыки у бегемота имеют длину 50 см. У кого самые острые зубы? (у крокодила). Зубы хороши для добычи, но они часто ломаются, у него растут новые и так повторяется до 45 раз. У кого самые мелкие зубы? (у рыбы) У многих рыб острые зубы, огромные рты, например у щуки. Растут зубы у щуки на обеих челюстях в несколько рядов, все направлены назад – вот ужас! Только без таких зубов щуке не прожить. Ведь она ловит скользкую рыбу. У кого самые ядовитые зубы? (у змеи) Например, у ужовых змей в задней части пасти есть два ядовитых зуба, пища заглатывается целиком, благодаря этим зубам змея жует добычу, яд выпрыскивается. У гадюки есть два ядовитых клыка длиной 5 см. Это зубы – шприцы. От яда может пострадать и неосторожный человек. Если в лесу вы встретите змею, обойдите ее и не трогайте. Ядовитые змеи очень полезны. Не обижайте их и вас не укусят! Кто пилит древесину и строит плотину? (бобры) Зубы у бобров – стамески. Всю жизнь они грызут и резцы у них острые, постоянно растут и у бобров, и у белок, и у сусликов (Рис. 4).

Рисунок 4

У человека сначала вырастают молочные зубы, а с 6 лет они меняются на постоянные (показ детских и взрослых зубов) (Рис.5).

Рисунок 5

Разукрасьте полезные продукты для зубов, зачеркните вредные продукты (Рис.6).

Рисунок 6

Комментарии по результатам опыта: обратите внимание на яйцо. С помощью палочки педагог надавливает на яичную скорлупу. Скорлупа стала мягкой, ее разрушила кислота. Точно также кислота разрушает эмаль зуба. Необходимо полоскать после еды рот и чистить зубы.

«Как у нашей Любы заболели зубы.
Слабые, непрочные, детские молочные.
Целый день бедняжка стонет, прочь своих подружек гонит:
Мне сегодня не до вас!
Мама Любочку жалеет, полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет из бумаги куклу клеит
Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять.»

А меня укусил гиппопатам.
И от страха я на веточку залез.
И вот сижу я здесь (нога на пятку вперед),
А нога моя там (нога на носочек назад).
Дядя Саня, дядя Саня (колено к локтю 2 раза).
(Другую ногу к локтю)
Тетя Маня, тетя Маня
(приседание) – баба Аня, баба Аня (локти на колени)
А меня укусил гиппопатам (вокруг себя с хлопком).
(Каждый круг с ускорением).

Молодцы! Вам нравится играть. Поиграем еще «Делай, как я»

Чур-ла-ла-ла (дети повторяют)
А ну-ка, похлопай, как я
А ну-ка все вместе все враз
Так хлопают только у нас
Чур-ла-ла-ла
А ну-ка, потопай, как я
А ну-ка, все вместе все враз
Так топают только у нас

(Также: похрюкай, погавкай, мяукни, покрути обруч, помаши крыльями, пошагай)

Сейчас мы побываем у доктора Зуба, он научит вас правильно чистить зубы. Практикум «Как правильно чистить »:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку «правила от доктора Зуба», он научит вас правилам гигиены. Чистят зубы щеткой от десны к зубу, от красного (десны) к белому (зубу). Весь зубной ряд делят на три части: боковые и переднюю. И каждый зуб очищается выметающими, поступательными и круговыми движениями (Рис.7).

Рисунок 7

Что нужно делать с зубной щеткой перед чисткой зубов? (Тщательно моется)
Как правильно нужно держать щетку во время чистки? (Показать движения во время чистки)
Какое количество зубной пасты наносят на зубную щетку? (Горошину)
Когда нужно чистить зубы? (Чистят зубы после еды, не менее 2 раз в день)
Как правильно чистить зубы? (Разомкнуть челюсти, от десны к зубу)

У детей на столах расставлены макеты челюстей с зубами. Дети берут зубную щетку. С чего нужно начинать чистку зубов? С середины или с края? Почистив зубы, необходимо намылить щетку, так как мыло обладает противомикробными свойствами. На зубной щетке образуется пленка, которая защитит щетку от микробов. Затем поставьте щетку кверху головкой до следующей чистки. Меняем щетку через 2–3 месяца.

Теперь я приглашаю вас в музей на выставку зубных щеток и зубных паст. В древней Греции для чистки зубов использовали пепел, полученный при сжигании голов грызунов (мышей, кроликов). Древние римляне пользовались для чистки специальными мазями на деревянных палочках, а также порошками, изготовленными из жженного оленьего рога. В Индии с древних времен и до наших дней зубы чистят с помощью веточкидерева «Ним». Пожевав такую веточку, и при этом разминая ее волокна, можно с успехом почистить зубы. Выделяющийся сок обладает приятным запахом и вкусом, дезинфицирующим эффектом, также укрепляет зубы и десны. В России зубы не просто чистили, но и отбеливали мелко растертой золой, солью, порошком пемзы. Первая зубная щетка из свиной щетины появилась в Китае в XIV. Основу щетки готовили из кости, а щетину применяли из загривков свиней. К началу 20 века стали выпускаться современные зубные щетки. Как вы ухаживаете за своей щеткой? (Ответы детей) (Рис. 8)

Рисунок 8

Обратите внимание на разнообразие зубных паст. Почему мы чистим зубы зубной пастой, а не мылом? Зубная паста содержит фтор – вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса. Существуют зубные порошки, зубные элексиры, оказывающие противокариозное и ранозаживляющее действие. Зубные нити – флоссы удаляют зубной налет и остатки пищи из промежутков между зубами.

Учитель вывешивает на доску плакат «Правила безопасности для зубов» :

  • Будь осторожен при катании на велосипедах, на роликах
  • Веди себя спокойно в общественных местах: не толкай соседа по парте, не дерись, не ставь подножки
  • Не открывай зубами бутылки, не коли орехи
  • Не бери в рот пластиковые и посторонние предметы!

А сейчас отправляемся в музыкальный зал.

Физминутка

Представьте, что я фея и превращаю вас в сказочных героев Зубарика, Зубных монстров, Мыло, Воду, Зубную щетку, Зубную пасту, Бобра, Щетку, фею Гигею, Витаминку (всем на голову одеваем шапочки). Под грустную музыку выбегают страшные вредные Монстры, танцуют вокруг Зубарика, который стонет и плачет, а под веселую музыку выбегают добрые герои, которые касаются рукой Монстров и они становятся на колени – погибают, Зубарик веселится, и все герои радуются, что спасли его. Возьмитесь за руки и пустите искорку тепла друг другу!

Педагог:

«Если зубы вдруг смогли бы говорить,
то они б нас тут же принялись учить:
«как поел, почисти зубки, делай так два раза в сутки,
Предпочти конфетам – фрукты – очень важные продукты
К стоматологу идем в год два раза на прием
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет!»

Подведение итогов

М – (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания и опыт я сегодня получил?
Б – (безымяный) – близость цели. Что я делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Какое у меня настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог, чем порадовал?
Б (большой) – бодрость, что я сделал для своего здоровья?

Дети по желанию отвечают на вопросы, таким образом подводится итог занятия. Приглашаю вас в видеозал для просмотра мультфильма «Приключения доктора Кролика» (дети смотрят видео фильм). А сейчас предлагаю вам, ребята, на игровой площадке развивающие настольные игры: «Здоровые и больные зубы» (Рис.9)

Рисунок 9

«Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья», «Что лишнее». Награда детям.

Сверкающие белизной и здоровьем зубы показывают социальный статус человека, его благосостояние и умение радоваться жизни. Очень часто именно улыбка помогает наладить контакт с окружающими и добиваться нужного результата.

Несмотря на то, что понятие «голливудская улыбка» появилось недавно, историки утверждают: к красивым и здоровым зубам человек стремился практически во все периоды своего существования. В Древнем Египте и Индии сохранились манускрипты с информацией о гигиенических процедурах для зубов, где рекомендовалось пользоваться пеплом, яичной скорлупой и пемзой. Вполне возможно, что древние лекари знали о вреде, который могут нанести подобные виды отбеливания, но все же факт остается фактом: люди даже в древности стремились к красивым зубам, зачастую пренебрегая их здоровьем. В наши времена для роскошной улыбки нет нужды стирать эмаль пемзой, ведь для возвращения белоснежного цвета существуют более щадящие и эффективные методы.

С чего начинать
Как известно, путь к здоровым зубам начинается с детства и поначалу практически полностью зависит от усилий родителей. С первого прорезавшегося зуба родители учат ребенка правильно ухаживать за зубами, чистить их детскими зубными пастами, обращаются в детскую стоматологию и рассказывают малышу о том, как важно иметь здоровые и красивые зубы. Когда ребенок вырастает и становится подростком, он начинает самостоятельно заботиться о своих зубах, и тут часто случаются ошибки, за которые приходится расплачиваться в более зрелом возрасте.

Нередки случаи, когда дети ленятся чистить зубы два раза в день, а родители на это не обращают внимания. Также случается, что несмотря на необходимость ортодонтического лечения, ребенок наотрез отказывается от установки брекетов, что в будущем может стать причиной не только некрасивой улыбки, но и проблем с пищеварением. Неправильный прикус может безнадежно испортить самые привлекательные черты лица, а выступающие вперед зубы могут стать причиной многих комплексов и серьезно осложнить построение карьеры и личной жизни. Во всех подобных случаях необходимо грамотное и мягкое вмешательство родителей, именно они должны настроить ребенка на правильный уход за зубами и при необходимости уговорить подростка не стесняться брекетов, ведь лечение у ортодонта - это залог роскошной улыбки в будущем.

Утрата зубов – не приговор
К сожалению, у большинства из нас неизбежна утрата зубов на протяжении жизни, к чему тоже необходимо отнестись с вниманием. Кроме психологического дискомфорта, утрата зубов может стать причиной серьезных проблем, связанных со здоровьем. На сегодняшний день одним из самых эффективных способов восстановить утраченные зубы является имплантация. Имплантированные зубы выглядят натуральными, что не всегда можно сказать о других протезах, а это значит, что о наличии у вас во рту имплантатов никто не догадается. Имплантация в большинстве случаев является недешевой услугой, но в подобных случаях приходится делать выбор и расставлять приоритеты. Кем бы вы ни работали – менеджером, экономистом или врачом – яркая белоснежная улыбка является важной составляющей вашего имиджа, которая поможет достичь тех вершин, о которых вы мечтаете.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность.

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.

Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.

Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)

Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.
  • Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.
  • Обучить основным правилам ухода за зубами.

Развивающие: развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.

Воспитательные: воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;

повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.

Гипотеза: если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Разработка проекта:

Отбор методического и информационного материала;

Разработка плана работы;

Реализация проекта;

Анализ эффективности проделанной работы.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Повысится интерес к уходу за зубами.
  • Повысится общий уровень проведения культурно-гигиенических навыков.
  • Дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полотью рта.
  • Активизируется артикуляционный аппарат.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный

Сбор информации:

выяснить, что знают дети по теме проекта, определить круг вопросов, на которые дети хотят получить ответ:

Какое устроен зуб?

Где живут зубы у маленьких детей?

Почему зубы называются молочными?

Почему молочные зубы начинают шататься?

Откуда берутся постоянные зубы?

Надо ли лечить молочные зубы?

Как правильно чистить зубы?

Что можно сделать для здоровья зубов?

Выяснить способы получения информации:

Спросить у родителей;

В энциклопедии;

В книгах;

В журналах;

В интернете;

Посмотреть мультфильм, видеофильм;

Спросить у врача;

Сходить на экскурсию с родителями в стоматологический кабинет.

Подбор иллюстраций;

  • Подбор и разработка дидактических игр;
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор видео, аудио материала;
  • Разработка консультаций для родителей;
  • Подготовка выставки принадлежностей по уходу за зубами.

II этап. Основной

1. ОД с детьми

«Рот и зубы. Строение и функции зубов».

Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.

Цель: познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.

2. Беседы («Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься? «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»; познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»; работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы».

3. Игровые образовательные ситуации («Микробы и зубная щётка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми»; дидактические упражнения («Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий»); осмысление содержания Лэпбука «Зубы»; «Инструменты стоматолога»;

«На приёме у врача стоматолога».

4. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках ) Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком», динамическое упражнение (логоритмика) О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»

5. Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме («Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковский, «Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С.Войтюк, Н.Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре»), разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде, пасте, драматизация стихотворения Л. Генераловой «Молочный зуб»

6. Продуктивная деятельность по теме:

Рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»;

Лепка «Здоровый и больной зуб»;

Аппликация «Коробочка для зубов».

7. Познавательно-исследовательская деятельность:

1.Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, их количество, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения. При самообследовании выясняли, что зубы гладкие, прочные, у каждого есть свое место и назначение).

2. Обследование муляжа челюсти человека.

«Зубная паста для слона», «Влияние кислоты на зубную эмаль».

Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).

«Защитные функции зубной пасты» Цель: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.

8. Просмотр презентаций (ИКТ): «Вредные и полезные продукты для зубов», «Где живут витамины», «Жевательная резинка вред и польза», «Почему нужно есть много овощей».

Работа с родителями в ходе реализации проекта:

Памятка для родителей на тему «Зубы ребёнка всегда должны быть чистыми», «Пять видов полезных продуктов для зубов»

Папка-раскладушка «Как ухаживать за молочными зубами».

Консультация «Чистим зубки, играя», «Следите за зубами», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».

Ведение календаря чистки зубов дома (система ухода за полостью рта у детей)

III этап. Заключительный.

Анализ результатов проектной деятельности.

  • Пополнена развивающая среда (игры, альбомы, фотоматериал, лэпбук, информационный стенд «Инструменты стоматолога»).
  • Созданы руками детей и родителей тематические альбомы, книжки-малышки: «Секрет здоровых зубов», «Наши зубки», «Берегите зубы!», «Сказка о коле Прикусе и зубе Мудрике»;коллаж «Полезные и вредные продукты»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «В кабинете зубного врача», «Стоматологическая поликлиника».

Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов:

  • сформированы начальные представление о значении зубов для организма;
  • дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
  • дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
  • у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
  • у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.

У педагогов:

  • создан банк методических разработок по данной проблеме;
  • внедрены оздоровительные технологии в работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
  • обогащена предметно-развивающая среда группы.

У родителей:

  • повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
  • укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.

Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».

2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».

6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».

7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.