Принципы проведения первичной консультации. Как правильно провести первую консультацию косметологу? Как начать работу в психологическом консультировании

Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.

Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.

«Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.

Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.

Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.
По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.

Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики. Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.

И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.

Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.

Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.

Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?

«Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.

Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.

Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.

Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения. Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.

В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них, – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе, и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.

Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?

Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу. Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.

Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.

Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.

Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.

Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.

И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.

Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются. Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.

Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.

Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!

Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.

И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену, но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»

Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.

Подумайте, чего именно вы боитесь?

Самые распространенные страхи:

  • не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
  • нет должного образования;
  • неудобно брать деньги;
  • клиент останется недоволен и больше не придет;
  • мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
  • вокруг много более опытных специалистов;
  • сложно найти клиентов;
  • не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.

Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.

И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?

Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?

Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.

Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.

Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.

Просто начните, делайте, работайте!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Переписка, общение по Skype, форумы - дистанционное психологическое консультирование набирает всё большую популярность. На каких сайтах можно работать психологом удалённо, в чём особенности формата, с чего начать и что важно знать онлайн-консультанту.

Работать психологом онлайн: где и как?

В Рунете по запросу «психолог онлайн » поисковая система выдаёт 16 млн результатов.

Наиболее популярными ресурсами всероссийского масштаба являются сайты, где психологи консультируют клиента в режиме онлайн и предусмотрена возможность записи к психологу в своём городе на личный приём.

На основных интернет-ресурсах предлагаются следующие виды услуг:

  • Переписка через приватный чат (систему личных сообщений);
  • Запись на онлайн консультирование по Skype;
  • Запись на личный приём у психолога;
  • Возможность задать вопрос на форуме (в том числе анонимно);
  • Тренинги (как правило, групповые).

Также на сайтах обычно хранится архив вопросов и форумных тем, чтобы человек мог найти информацию по своей проблеме, прочитав комментарии психологов о похожих ситуациях.

Анализ 10 наиболее популярных русскоязычных сайтов психологических услуг показал, что самыми популярными сегодня являются консультации через сообщения и форум (46%), на втором месте - консультации по Skype (37%), на третьем - психологические тренинги (17%).

При удаленном консультировании используют два способа общения:

  1. Синхронная коммуникация в «реальном времени»: психолог и клиент одновременно находятся в Сети и общаются через онлайн-мессенджеры Skype, WhatsApp, Viber и др. по видео или аудиосвязи.
  • Преимущества : Такой вид контактов сохраняет спонтанность, эффект личного присутствия и «живого» общения. Есть возможность воспринимать и интерпретировать вербальные сигналы.
  • Недостатки : Если клиент и консультант в разных часовых поясах, то этот метод связи может быть неудобным или недоступным.
2. Асинхронная коммуникация предоставляет больше свободы. Ресурсы - электронная почта, блоги, чаты и программы-коммуникаторы, сохраняющие информацию.
  • Преимущества : Каждый участник диалога отвечает, когда готов ответить. Есть время для размышлений, поиска дополнительной информации, более тщательного рассмотрения проблемы, что позволяет давать качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, можно возвращаться к ранее сказанному (написанному).
  • Недостатки : Формат не подходит, если нужна немедленная психологическая поддержка. Нельзя интерпретировать язык тела, необходимо полагаться лишь на вербальную информацию. Не всегда люди могут объяснить свои чувства и мысли в письменном виде, иногда клиенту проще говорить.

Л. О. Андропова, кандидат психологических наук, эксперт МГАПС по онлайн-консультированию считает консультации в Skype наиболее удобной формой взаимодействия с клиентом, поскольку видеосвязь наиболее приближена к формату личного общения, и уточняет: онлайн-консультации не должны решать проблемы клинического характера. Работа по интернету ближе к технологии коучинга и помогает человеку самому справиться с возникшими трудностями под руководством профессионала.

Методы и ограничения в онлайн-консультировании

Психолог, работающий онлайн, использует обычный алгоритм: выявляет особенности личности клиента и его проблемы, разбирается в причинах возникновения сложностей, сообщает о результатах, помогает найти пути решения. Для этого используются стандартные методы, как в личной консультации:

  • Интервью, наблюдение, активное слушание;
  • Вербальное проявление эмпатии, оказание психологической поддержки;
  • Фокусирование на главном, анализ проблемы;
  • Информирование клиента о психологических закономерностях;
  • Поиск выхода из сложившейся ситуаций и оптимальных моделей поведения.

В онлайн-консультировании невозможно классическое использование многих психотерапевтических методов, таких как:

  • Психодрама;
  • Арт-терапия;
  • Гипноз.

Профессиональные психологи не работают онлайн со всевозможными зависимостями: алкогольной, наркотической, пищевой. Затруднена отработка новых способов поведения и навыков, выполнение упражнений по самостоятельной диагностике проблемы, дифференцированию переживаний, невозможно обучение саморегуляции.

Чтобы быть эффективной, такая работа требует прямого контакта хотя бы на первых этапах, в таких случаях дистанционно проводят дальнейшую поддержку на этапе, когда клиент уже работает самостоятельно.

Обязательное качество для успеха дистанционного психологического консультирования по переписке ‒ умение специалиста пользоваться письменной речью, грамотность, точность слов и выражений, способность направлять разговор в нужное русло. Нередко на профильных сайтах предусмотрена возможность задать вопрос бесплатно, давая на такой вопрос полезный и развёрнутый ответ, вы можете пригласить потенциального клиента к дальнейшей переписке, рекомендовать ему работу по Skype или запись на личный приём. От качества первого ответа зачастую зависит желание клиента продолжать работать с конкретным психологом, поэтому стоит постараться вникнуть в проблему, написать предположения и методики, посредством которых лучше всего вести работу по данной ситуации. В письменном сообщении вы можете дать человеку ссылки на свои ответы на похожие вопросы (если они в свободном доступе), на статьи (лучше всего - вашего авторства), круглые столы, форумы по его проблеме.

В общении по Skype и посредством других программ-коммуникаторов следует работать над выразительностью устной речи, тренировать навыки активного слушания и убеждения. Нужно уметь придерживаться одной темы и давать краткие, но полные ответы на поставленные вопросы. Необходимо также позаботиться о качестве связи. Как правило, на сайте предусмотрен график записи, где отмечено, какие дни и часы у психолога заняты и когда можно записаться. Ведите его очень внимательно, чтобы не отказывать человеку в консультации в выбранное им время и укажите точные цены за час работы.

За 5 минут до начала сеанса отправьте клиенту приветствие, чтобы он успел настроиться и подготовиться к консультации. Стандартная продолжительность онлайн-встречи - 60 минут. В процессе консультирования можно применять различные техники, интерактивные материалы, например, можно посмотреть видео и обсудить его, удобно работать с изображениями.

Начать консультировать онлайн может как опытный психолог, так и человек, недавно получивший образование. Вы можете зарегистрироваться как консультант на одном из ресурсов-посредников или создать собственный сайт. Конкуренция специалистов в области дистанционного консультирования значительно выше, чем в личном, но и востребованность услуг в таком формате велика. Поэтому, при желании, обязательно стоит попробовать себя в онлайн-формате, это - бесценный опыт.

Сделать первые шаги в карьере психолога можно, пройдя обучение по направлению в Гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.

Год издания и номер журнала:

Существуют разные модели психологического консультирования, различные теоретические подходы, им существуют самые разные способы проведения первичной консультации. Здесь будет представлен сформулированный в виде простых принципов обобщённый вариант проведения первичной консультации с клиентом, своего рода алгоритм, который может использоваться вне зависимости от теоретических предпочтений консультанта.

Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём основным, тесно взаимосвязанным друг с другом задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую.

В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений с клиентом. Клиент прежде всего нуждается в искреннем и естественном в своих проявлениях стремлении консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Поскольку конгруэнтность и естественность - это прямая противоположность демонстрации фасада, такое поведение консультанта служит моделью, призывающей клиента к открытому и спонтанному самопредъявлению. Наряду с этим, ничто так не способствует самораскрытию клиента, как безусловное положительное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное положительное отношение подразумевает безоценочное принятие жизненного опыта клиента, а также проявление теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания того, как он переживает свою жизненную ситуацию.

В диагностическом отношении задача консультанта состоит в определении проблем клиента и рабочих гипотез об их природе. Я придерживаюсь мнения, что вне зависимости от образования и теоретической ориентации консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента и принимать решения о том, что нужно сделать для улучшения состояния клиента. Иначе говоря, для того чтобы вести себя терапевтически, консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, на мой взгляд, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения, расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента, отслеживания и осмысления собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать рабочую модель внутреннего мира клиента и пригодную для данного случая терапевтическую стратегию.

И, наконец, терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает возможность решения своих психологических проблем. Терапевтической же целью первичной консультации является демонстрация консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не очевидно на первый взгляд, стоит помнить о том, что очень часто клиент обращается за психологической помощью в состоянии кризиса. Неоднократные попытки клиента самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение, что и заставило его обратиться за психологической помощью. Клиент приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в удовлетворении его насущных потребностей, но одновременно с этим опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и повторению такого знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Чувства надежды и страха влияют на поведение клиента: он одновременно и открывает и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может происходить как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта при этом состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению.

Начало консультации

Представьтесь
Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени
Используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное
Используйте открытые вопросы
Используйте активное слушание, повторение и прояснение
Отмечайте и суммируйте жалобы клиента
Планируйте степень контроля и активности

Середина консультации

Используйте прямое проявление контроля
Представляйте каждую новую тему
Начинайте каждую тему с открытых вопросов
Используйте закрытые вопросы в конце темы
Суммируйте, если потеряно направление
Обращайте внимание на новую информацию

Избегайте жаргона

Для выражения гипотез используйте пробную интерпретацию
Если сообщения клиента содержат противоречия, используйте конфронтацию
Для стимуляции выражения эмоций используйте
отражение чувств и обратную связь

Завершение консультации

Суммируйте содержание беседы
Продемонстрируйте готовность услышать о насущной потребности
Спросите о соответствии происшедшего ожиданиям клиента
Дайте информацию или профессиональную рекомендацию
Обсудите следующий шаг

Начало консультации

Способ, каким можно начать первую встречу, завит от обстоятельств и состояния клиента. В любом случае в начале по возможности стоит сообщить о цели встречи, а также времени, которое она может занять. После этого можно задать первый вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ о себе, начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить "да" или "нет", например, "По какой причине вы решили обратиться к психологу? или "С чего бы вы хотели начать?" Если ответ на первоначальный вопрос недостаточно подробен, можно сформулировать следующий открытый вопрос: "Не могли бы вы больше рассказать об этом?"

Хорошим средством установления контакта с клиентом является поощрение. Поощрения - как невербальные (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальные (фразы типа "Да", "Я слушаю", "Расскажите мне больше об этом") могут казаться банальными, но при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь клиента и поощряют его к самораскрытию.

Начальная фаза консультации - это время активного приглашения клиента к рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит, что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы действительно нежелательны, так как могут вызывать тревогу и раздражение. Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете о его проблеме, и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти естественные перерывы полезно обобщить то, что вы уже узнали, это помогает сделать осмысленный следующий шаг.

Внимательное слушание изложения клиентом его проблем и понимание их субъективной картины, то есть того, как клиент воспринимает и объясняет проблему, является одной из основных задач начальной стадии консультации. Вы поможете клиенту изложить его точку зрения, если посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных сообщений будете последовательно демонстрировать ваше намерение как можно более точнее и полнее их понять. Повторение сути сказанного клиентов или лишь ключевых слов его высказывания поощряет клиента к раскрытию более глубоких уровней проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы. Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту следует уделить специальное внимание. Готовность рассматривать новую информацию создаёт предпосылку тому, чтобы подлинная причина обращения за помощью - насущные потребности клиента - не будет упущена. Отмечая, проясняя и связывая между собой жалобы и детали проблемы, клиент и консультант совместно продвигаются к её более обобщённой формулировке, которая вберёт в себя всё, о чём говорилось ранее. Время от времени бывает весьма полезно сверить своё понимание, формулируя сказанное клиентом собственными словами и давая ему возможность поправить ваше восприятие.

В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали об основных жалобах клиента и спросите: "Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?" После этого бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить их, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и его видения сложившейся ситуации.

С техникой суммирования тесно связана проблема записи во время сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечёнными в контакт. Однако это удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая, безусловно, могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд ли способствуют установлению контакта с клиентом - основной задаче первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому, пожалуй, следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения записи, по крайней мере, в течение первой встречи. Если появляется что-то очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно прервать клиента и сказать: "Вы не будет возражать, если я запишу эти детали? Они важны, и я не хотел бы упустить их". Закончив запись, отложите тетрадь с ручкой и невербально продемонстрируйте свою готовность возобновить контакт.

На начальной стадии беседы также следует определить подходящий уровень активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию информации и открытого вопроса о причинах обращения, консультанту на некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, в частности, относительно степени контроля над процессом беседы. Так, например, с болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность, чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, обогащая её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может быть минимальным. Здесь наиболее уместным будет активное слушание и редкие, углубляющие исследование проблемы реплики консультанта. Однако и в данной ситуации не стоит забывать об ограничении времени, которое вы можете уделить исследованию определённых тем.

Середина консультации

Основная задача этой стадии - формулирование гипотез о природе проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и применения уместных пробных вмешательств. Если вы получаете необходимую информацию, сохраняйте минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то имеет смысл занять более активную позицию. Не бойтесь проявлять контроль. Клиент нормально реагирует, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается на малозначимые темы или слишком подробно излагает несущественные детали. Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые для клиента переживания, однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.

Контроль за ходом беседы - это проявление ответственности консультанта. Только слушания, даже самого чуткого, в большинстве случаев недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и удерживание фокуса на определённых жалобах, темах, конкретных жизненных ситуациях позволяет консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно природы проблем клиента, тем самым с максимальной пользой использовать потенциальную возможность их решения.

Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и, прежде чем перейти к ней, убедитесь, что вы закончили текущую тему. Перейти к новой теме можно при помощи следующей конструкции: "Когда вы говорили о.... Вы упомянули о...., не могли бы вы больше рассказать об этом".

Пример

Консультант: Когда вы говорили о ваших чувствах к мужу, вы упомянули о смерти вашего отца. И это, как мне показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом.

Перед тем как углубиться в изучение новой темы, важно закончить предыдущую линию исследования. Увлечение новой темой является часто встречающейся ошибкой, которая порой приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.

В ситуации резкого перехода клиента к изложению новой темы прямое проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например, следующим образом: "Я понял, что это важно для вас, но не могли бы вы вернуться к тому, что сказали ранее о ваших проблемах на работе, и рассказать о них?"

Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал куда движется беседа.

Пример

Консультант: Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно, мы бы могли начать с вашей матери - не могли бы вы больше рассказать мне о ней?

Изучайте вместе с клиентом каждую новую тему: начинайте с открытых вопросов, далее в случае необходимости используете прояснение, отражение чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник на первой сессии носит характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени его готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть тех средств, которые может предложить ему консультант. Как точно замечают Р. Шерман и Н. Фредман, "каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест" (цит. по: Навайтис, 1999). То, насколько клиент откликается на пробные вмешательства, отражает его уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные важные факторы при оценки уместности того или иного вида психологической помощи.

Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые вы не понимаете и, которые могут иметь один смысл для вас, и совершенно другой для клиента. Всегда следует прояснять диагностические и психологические "ярлыки". Например, если клиент упоминает о депрессии, консультант может сказать: "Вы сказали, что были в депрессии. Не могли бы вы более подробно описать, что именно вы чувствовали?"

При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. Например, "По-видимому, тогда это вас очень расстроило" или "Это решение, похоже, было очень трудным для вас" . Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличии от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. "Я вижу, как вам трудно говорить об этом" - это эмпатия. А "О, боже, как же вам не повезло" или "Не знаю, как бы я сам справился в этой ситуации" - это симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента. Симпатия часто воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому если клиент упоминает о жалости, следует исследовать, не перешли ли вы с эмпатии на симпатию. Эмпатия - это проявление участия одного человеческого существа другому и признание его чувств, а не просто автоматическая реакция симпатии и сожаления.

Если же говорить на языке терапевтических вмешательств, то для выражения эмоций лучше всего подходят такие техники, как отражение чувств ("В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все эти проблемы, и вдруг появляется чувство вины и замешательства") , обратная связь ("У вас на глазах появились слёзы") и вопросы (Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?").

Завершение консультации

Этап завершения беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет определяющее значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, "смазанное" завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.

Кроме того, некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального отреагирования и его завершение к концу беседы.

Бывает крайне полезно выделить по крайней мере десять минут для подведения итогов консультации - сжатого и точного суммирования содержания беседы и выражения совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. После суммирования проблем бывает полезно спросить клиента: "Что вы считаете вашей основной проблемой, над которой вы бы хотели поработать?" Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий в целом и договорённость о следующей встрече в частности.

Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить: "Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить?" Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности узнать насущную потребность клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он, до сих пор не осмеливался сказать напрямую.

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. "Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?" или "Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? ... В чем именно?" - вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требуется определённое мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожиданий - это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем.

Заключительная фаза беседы - это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому, помимо (или вместо) психологической помощи, клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т. д. либо тех или иных служб, например, группы анонимных алкоголиков или суицидологического центра. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первой консультации.

В заключение можно добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т. д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть навсегда безвозвратно утеряна.

В целом первичная консультация должна проводиться в форме, предоставляющей клиенту основания для решения, готов ли он к прохождению курса консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

Литература:

  • Навайтис Г. (1999) Семья в психологической консультации. - М: НПО "МОДЕК".

План

1. Отличительные черты психологического консультирования и психотерапии.

2. Принципы психологического консультирования семьи.

3. Механизмы психологической коррекции семейных отношений.

4. Особенности использования методов и приемов семейного консультирования.

5. Целесообразность применения семейной психотерапии.

6. Принципы и стадии процесса семейной психотерапии на основе разных подходов.

Литература

1. Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубовская Е. М. Семейное и индивидуальное консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

2. Введение в психотерапию / Под ред. С. Блоха. - Амстердам; К.: Сфера, 1997.

3. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Б. И., 1997.

4. Гозман Л. Я. Процессы межличностного восприятия в семье / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова // Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Кратохвал С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: Ме­дицина, 1991.

6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М.: Семья, 1993.

7. Психологическая помощь семье : Пособ. / Под ред. 3. Г. Кисарчук. - К.: Изд-во Инс-та социологии НАН Украины, 1988.

Психологическая помощь семье наиболее часто предоставляется через типологическое консультирование или психотерапию , которые направленны на решения психологических проблем семьи с помощью структурированного диалога между консультантом и клиентом. При этом под психологическим консультированием понимают прежде всего влияние, направленное на коррекцию межличностных отношений клиента в семье. Психотерапия ориентирована преимущественно на решение глубинных личностных проблем, которые скрываются в большинстве затруднений клиента, которые возникают в межличностных отношениях с другими членами семьи. В зависимости от ориентации психологической помощи различают такие виды психологического консультирования семьи :

· супружеское;

· общее детей и родителей;

· родителей по поводу проблем детей;

· семьи, один из членов которой серьезно болен (соматично или психически);

· тех, кто вступает брак;

· тех, кто разводится.

Консультирования классифицируют также по продолжительности (разовые, краткосрочные, продолжительные) и характером помощи (просветительско-рекомендацционная, диагностическая, собственно психологическая консультация).

Основная цель психолога , который осуществляет консультирование, - помочь клиенту найти пути и средства решения проблем, связанных с затруднениями в межличностных отношениях с членами семьи.

Для того чтобы достичь этой цели, психолог должен решить такие задачи:

· розобраться в сути проблемы, помочь клиенту снять эмоциональное напряжение, лучшее осознать ситуацию, которая сложилась, применяя рефлексивное выслушивание клиента;

· расширить представление клиента о себе, проблемную семейную ситуацию, окружающую действительность вообще, в результате чего он начинает по-новому видеть и оценивать ситуацию, старается найти альтернативные варианты поведения в ней;

· помочь клиенту взять на себя ответственность за собственный "взнос" в семейную ситуацию;

· поддержать у клиента веру у себя, готовность реализовать выявленные способы преодоления семейных проблем прежде всего через изменение собственного отношения к ним и собственного поведения.

Решить эти задачи возможно, придерживаясь определенных принципов :

· добровольности, которая означает собственное желание клиента обратиться к психологу и, таким образом, ориентацию его на восприятие психологической помощи;

· конфиденциальности , то есть запрет передавать информацию другим лицам без согласия клиента (за исключением случаев, если речь идет об угрозе жизни и здоровью клиента, или других людей, о чем клиент предупреждается сразу);

· доброжелательности, емпатийного отношения к клиенту, умение внимательно и активно выслушивать другого человека, проявляя к нему уважение, заинтересованность в его судьбе;

· безоценочного отношения к клиенту, умение воспринять его таким, каким он есть, оценивая, но не осуждая его нормы и ценности, жизненные правила, поскольку расширить представление человека об окружающей среде можно, опираясь только на его собственные представления;

· отказа от совета , от того, чтобы брать на себя ответственность за все, что происходит в семье клиента, в противном случае у клиента вместо активного старания решить проблему может сформироваться пассивное отношение к ней; при этом любые неудачи могут приписываться консультанту, который подрывает его авторитет;

· избегание дружеских отношений с клиентом с целью сохранения объективной и отстраненной позиции, необходимой для эффективного решения проблем клиента;

· правоты клиента , невозможности списать неуспешное консультирование на неправильную игру клиента его упрямство, неточное толкование проблем и т.п..

В результате психолог-консультант создает атмосферу доброжелательного доверия и как компетентный в проблеме человек (благодаря профессиональной обученности) помогает клиенту найти пути её решения, преодолеть трудности семейной жизни

Психолог Ю. Алёшина выделяет несколько групп методов и приемов психологического консультирования семьи : общие привычки психологического влияния; неспецифичные приемы работы консультанта; специальные приемы и методы психологического консультирования.

Общие привычки психологического влияния связанны прежде всего с соблюдением правил ведения консультативного приема на основе этических и профессиональных норм и принципов, при этом вербальное и невербальное поведение психолога помогает создать благоприятный психологический климат беседы, конструктивно проанализировать ситуацию, выяснить истинные причины возникновения проблемы, сформировать у клиента уверенность в действенности психологических рекомендаций и желания воспользоваться ими. Недостаточное овладение психологом соответствующими привычками консультационной беседы может привести к типичным ошибкам:

· не установленно необходимого психологического контакта, который препятствует созданию атмосферы доброжелательности и доверия;

· переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности, представление рекомендации, что игнорируют мотивы и интересы клиента;

· постановка клиенту прямых вопросов с целью получения информации для проверки своей точки зрения, если мотивы распрашивания непонятны собеседнику;

· жесткая благосклонность предварительно сформулированной гипотезе и "подталкивание" собеседника к ней путем постановки соответствующих вопросов.

Неспецифичные приемы работы психолога-консультанта предполагают использование разных техник и задач, направленных на решение задач психологического консультирования независимо от его целей.

Например, домашние задачи клиентам (ведение дневника самонаблюдение; задачи, которые предусматривают беседы на заданные темы, которые их должны вести члены семьи на протяжении определенного времени; задача фиксировать по заданному плану положительных и отрицательных реакций на действия других членов семьи; задача применять в определенное время те формы общения, отсутствие которых привели к сложной семейной ситуации) помогают им закрепить позиции и привычки, усвоенные во время консультирования.

Вопросы, сформулированные так, чтобы ответ на них предполагал изменение позиции клиента к его проблеме (например, рассказать о семейных отношениях с точки зрения другого члена семьи), стимулируют развитие более широкого представления клиента о ситуации.

Аналогичный эффект дает использование "техники парафразы ", которая состоит в перефразировании жалобы клиента с целью уменьшения её отрицательного звучания, добавление ей положительного оттенка (например, жалобу на непослушание ребенка можно трактовать как проявление самостоятельности ребенка, которая очень важна для его будущей жизни).

Специальные приемы и методы психологического консультирования направленны на решение конкретных задач семейного консультирования. Так, использование "техники списков " основывается на том, что важным показателем благоприятного семейного климата есть общее проведение досуга, который вызовет удовлетворение членов семьи. Задача консультанта - найти у супругщв общие интересы и ориентировать их на выполнение общего дела, обсудив и устранив все возможные препятствия и трудности. С этой целью, предварительно объяснив супругам, что и зачем каждый будет делать, психолог предлагает каждому из них записать на отдельном листе бумаги то, что ему было бы интересно и приятно делать на досуге.

Получив от супругов два списка, консультант старается найти общие дела, которые супруги могли бы делать вместе ближайшими днями, а если общих интересов практически нет, предложить компромиссный вариант.

Аналогично применяют „технику контрактов” , если супруги (или другие члены семьи) на отдельных листах записывают требования и пожелания относительно друг друга.

Схема процесса психологического консультировани

предусматривает семь фаз


Схема процесса психологического консультирования (за Р. Кленером)

Первая фаза - создание климата, который обеспечивает успешное консультирование путем выражения психологом положительных установок на клиента, убеждение его в искренней заинтересованности в решении проблемы и желании помочь.

Вторая фаза - создание своеобразного "катарсиса", что возникает вследствие того, что клиенту предоставляется возможность высказаться по проблеме, освободиться от отрицательных эмоций.

Третья фаза - устранение (по возможности) деструктивного фона через осмысление проблемы и переориентацию клиента на положительное, что есть в этой ситуации.

Четвертая фаза - постановка консультантом диагноза, то есть выяснение причины обращение клиента в консультацию, о чем клиенту не сообщается.

Пятая фаза - психолог помогает клиенту самостоятельно поставить "диагноз" проблемной ситуации.

Шестая фаза - клиент может осознать имеющиеся варианты решения проблемы и выбрать один из них. При этом все решения клиент должен принимать самостоятельно, так как только тогда он будет чувствовать себя ответственным за собственные поступки и не откажется от принятого решения в случае трудностей, которые возникнут.

Седьмая фаза - закрепление мотивации относительно выполнения принятого решения.

Эта схема может изменяться в зависимости от продолжительности и характера консультирования.

Консультации просветительско-рекомендационного характера основываются на психодиагностике клиента, членов его семьи и осуществляются большей частью для молодых людей, которые вступают в брак, молодых семей в период адаптации, родителей, которые ощущают трудность в воспитании детей.

Такое консультирование происходит поэтапно :

1. Знакомство с клиентом, установление психологического контакта с ним с целью укрепления его мотивации относительно психологического консультирования.

2. Начало консультативной беседы, если клиент называет причину обращения в консультацию, то есть жалобу, в структуру которой входят:

· локус жалобы - субъектный (на кого жалуется клиент: на ребенка; на супружеские отношения; на семейную ситуацию вообще; на личные проблемы; на третьи лица, которые имеют отношение к семье) и объектный (на что жалуется клиент: на нарушение здоровья; на ребенка или на других членов семьи; на ролевое поведение членов семьи, которое не отвечает их возрасту, полу, статусу; на личностно-психологические особенности членов семьи; на психологический климат в семье; на объективные жизненные обстоятельства);

· самодиагноз - объяснение клиентом причины семейных трудностей, которая косвенно свидетельствует об отношении к ним клиента и их возможный источник, про его представление о себе и семейные взаимоотношения;

· проблема клиента - клиент отмечает, что хотел бы изменить, но не может или неуверен в правильности своих действий;

· запрос - формулирование того, на какую помощь рассчитывает клиент (эмоциональную поддержку, предоставление информации, формирование позиций, научиться влиять на членов семьи и т.п.).

На этом этапе психолог осуществляет первичную диагностику, то есть составляет впечатление о клиенте на основе анализа его вербального и невербального поведения, которое дает возможность обнаружить явное и скрытое содержание жалобы, её подтекст, отношение к лицу, на которое клиент жалуется, к консультанту.

Клиент может также быть ориентирован прежде всего на то, чтобы установить определенные отношения с консультантом, а не изменять ситуацию, с которой он обратился к консультанту.

В результате первичной диагностики психолог определяет возможность представления клиенту психологической помощи или направляет его к другим специалистам, выдвигает первичную гипотезу о сущности проблемы клиента и его семьи.

3. Психодиагностическое обследование клиента. Осуществляется на основе результатов первичной диагностики с использованием методик, с помощью которых диагностируют особенности личности того, кто получает консультацию, членов его семьи, семейных отношений и т.п. (см. тему 4).

4. Завершающая часть консультирования. По результатам психодагностического обследования в активном взаимодействии с клиентом психолог ставит психологический диагноз причин проблемной ситуации, составляет прогноз развития семейных отношений, составляет программу действий относительно профилактики и решения проблемных семейных ситуаций, а клиент мотивируется на реализацию принятого решения в практике семейных отношений.

Консультации, которые имеют собственно психологический характер , связанны прежде всего с коррекцией установок, отношений, поведения клиента. При этом психолог может использовать специальные техники (например, элементы психодрами), направленные на расширения представлений клиента о себе и семейной ситуации. В таком консультировании выделяют первичный приём, когда психолог выслушивает жалобы клиента, определяет его проблему с помощью определенных психодиагностических процедур, а также цели и задачи дальнейшей работы.

На втором этапе консультирования клиент привлекается к активному и глубокому осмыслению своих проблем. С этой целью психолог использует специальные упражнения и задачи, при выполнении которых выясняются чувства, переживания клиента, проигрываются разные альтернативные варианты взаимоотношений клиента с членами семьи с целью подготовки его к изменениям своего поведения.

На заключительном этапе консультирования психолог подводит итоги выполненной работы, отмечает достижения клиента, поощряя его на дальнейшие конструктивные шаги.

В случае необходимости (и желания клиента) осуществляется психологическая коррекция глубинных личностных проблем клиента, которые привели его к семейным трудностям. Механизмами психологической коррекции есть базисные и психотехнические средства (организация общения, моделирование опыта реальной жизнедеятельности, практики новых социальных отношений, усовершенствование механизмов переживаний, ощущения и т.п.) и специальные психотехнические действия (техника безоценочного, емпатийного прослушивания, техника психодрами и др.).

Такая психологическая коррекция семьи (чаще всего связанная с медицинской психологией) требует от психолога особых навыков : наблюдения, которые дают возможность фиксировать осознаваемые и несознаваемые эффекты семейных взаимоотношений; концептуальных, с помощью которых происходит теоретическое осмысление идентифицированных семейных проблем; исполнительных, что даёт возможность оптимально влиять на процесс семейного взаимодействия. Указанные привычки вырабатываются во время специальной подготовки, овладение основами семейной психотерапии , под которой следует понимать комплекс терапевтических методов и приемов, направленных на лечение пациентов через семью, а также на оптимизацию семейных отношений.

При этом психотерапия супружеских отношений может основываться на модели Дж. Доминиана , к принципиальным положениям которой приналежат:

· брак состоит из комплекса отношений (физических, эмоциональных, социальных, интеллектуальных, духовных), любой из который может быть затронут;

· брак имеет собственный жизненный цикл, и на определенных фазах его развития могут возникнуть определенные проблемы (см. тему 1).

В семейной психотерапии существует несколько подходов, самые известные из которых такие:

· психодинамичный , который основывается на анализе несознаваемых желаний и психологических проблем, пережитых на ранних этапах онтогенеза; достижении инсайта – осознания того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на семейные отношения, возникновение неврозов и неконструктивного поведения членов семьи;

· эклектичный, который интегрирует методы и приемы личностно-ориентованой и поведенческой терапии, методы, которые основываются на лечебном эффекте внушения (аутогенная тренировка, медитация, гипноз);

· системный , который основывается на предположении, что причины психологических проблем и их решение неразрывно связанны с характеристиками функционирования семьи как целостной структуры.

Именно этот подход, как отмечает Э. Ейдемиллер, считают ныне одним из найперспективнейших, экономически целесообразных, терапевтически эффективных направлений в семейной психотерапии. Системная семейная терапия целесообразная для семей, члены которых не отчужденны друг от друга, а объединенные эмоциональными и личностными "симбиотическими связями", которые приводят к острым и хроническим конфликтным отношениям, неврозам, психосоматическим заболеваниям.

Нецелесообразно осуществлять системную психотерапию при наличии в семье детей дошкольного возраста; ригидности жизненных установок членов семьи, в особенности связанных с их переломным возрастом; стойких отклонений характера у кого-то из членов семьи в виде истероидной, епилептоидной и параноидальной психопатий; временных психотичних состояний.

Семейный психотерапевт, работая с семьёй на основе системного подхода, руководствуется такими принципами:

· терапевтическое влияние направляется на семью как единый организм;

· любые внутрисемейные нарушения считаются результатом семейных отношений, а не персональной виной;

· в особенности выделяется положительное значение семейных проблем как сигналов о необходимости представления помощи (наверное, поэтому В. Сатир называет семейные проблемы "болью семьи");

· запрещается устанавливать сепаратные отношения отдельных членов семьи с терапевтом; члены семьи не должны иметь секреты друг от друга.

В системной семейной терапии выделяют три стадии. Первая стадия - сбор информации , если психотерапевт выясняет, что собственно члены семьи хотят каждый для себя и для семьи вобщем, как, по их мнению, может функционировать семейная система, определяет текущее семейное состояние с целью выявления ресурсов, которые имеет семья в этот момент; что именно делает невозможное достижение желательного состояния. На этой стадии члены семьи приобретают такой опыт, который может стать моделью их будущего поведения. Это достигается формированием у членов семьи ощущения уверенности в себе и в терапевте как надежном посреднике; осознанием членами семьи процесса, в результате которой они оказались в сложной семейной ситуации; установление соответствия между ощущениями каждого члена семьи и их вербальным выражением; определение точек соприкосновения чувств, желаний членов семьи, способов координации ощущений и состояний, которых они хотят достичь.

На второй стадии - преобразование семейной системы - психотерапевт помогает семье приобрести опыт, который станет моделью оптимального семейного функционирования. Это достигается разрушением неконструктивных шаблонов общения, установлением эффективной обратной связи, показа возможных перспектив развития семейных отношений, конструированием новых моделей отношений членов семьи при использовании прежде всего техники психодрамы, созданием "семейных скульптур" и др.

Третья , заключительная, стадия психотерапии сводится к закреплению положительных изменений, которые члены семьи выработали на предшествующих стадиях. В. Сатир отмечает, что наиболее желательным результатом семейной терапии есть не просто обретение опыта общения, который семья может использовать для дальнейшего развития, а и понимание этого опыта и конкретных приемов, которые использовал терапевт и члены семьи для гармонизации семейных отношений. С этой целью терапевт делает последовательный и детальный обзор психотерапевтического процесса, выделяя важные стадии семейных изменений, средства и возможности, необходимые членам семьи для дальнейшего развития. На этой стадии формируются также практические привычки построения конструктивных семейных отношений.

Так, В. Сатир делает акцент на важности отрабатывания так называемых сигналов, которые может использовать любой член семьи, если заметит какой-либо из прежде применяемых шаблонов заданного общения, над изменением которого они работали вместе с терапевтом.

В результате отрабатывания таких сигналов члены семьи способные болем ефективно использовать их в случае стрессов и других ситуациях, выбирая открытое творческое поведение.

Если идентифицированным пациентом (членом семьи, с которым связывают основные проблемы семьи его родные) есть ребенок, общая семейная терапия может разворачиваться в такой последовательности:

· предшествующая фаза , или фаза ориентаци и, если выясняется проблематика семьи; в отсутствии детей родителей ознакомляют с определенными аспектами будущей работы, в частности с необходимостью дать ребенку высказаться и, возможно, пойти на отдельные, хотя бы незначительные, уступки относительно его;

· фаза центрации на ребенке , если устанавливается максимальный контакт с ребенком, чтобы он чувствовал защищенным и мог высказать собственную мысль по поводу того, что происходит в семье; при этом важно выяснить, в чём родители готовы уступить требованиям ребенка, для того, чтобы он ощутил возможные перемены к лучшему;

· фаза родительско-детских отношений , если дети могут открыто высказывать свои чувства к родителям; здесь важно предоставить возможность и родителям, и детям высказать собственные отрицательные переживания, делая акцент на их положительном аспекте;

· фаза родительского взаимодействия , если обсуждаются проблемы в взаимоотношениях супругов; при этом терапевт интерпретирует высказывание родителей иногда из позиции ребенка или поощряя ребенка передать собственное восприятие событий, которые происходят; если при этом в семье есть несколько детей, в отношениях между которыми существует враждебность, то наступает:

· фаза детского взаимодействия , когда члены семьи вместе обсуждают причины проблем в отношениях между детьми;

· завершающая фаза , если симптомы семейного благополучия исчезают или теряют травмирующее значение; реальный опыт отношений в семье большей мерой отвечает идеальной модели семейных взаимоотношений , соответственно которой:

Все члены семьи, включая ребенка, равноправны;

Любой может и умеет высказывать собственные чувства, которые ощущает в тот или другой момент к другим членам семьи;

Члены семьи не оценивают отрицательно друг друга, а выслушивают другого, стараясь понять его чувства;

Члены семьи не вспоминают неприятное прошлое, опираются на принцип "здесь и теперь", хвалят добрые дела и поступки любого;

Семейный совет имеет только совещательный голос, любой имеет право принять или не принять его; родители совещаются с ребенком;

В семьи властвуют доверие, уважение, любовь, внимание к переживаниям другого, возможное открытое обсуждение любых тем.

Исследователи О. Бодалёв и В. Столин отмечают, что в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в которых наблюдаются признаки дезадаптации, трудность в общении, отдельные невротические реакции, целесообразно осуществлять комплексную психологическую коррекцию. При этом корекционный процесс разворачивается одновременно в нескольких направлениях:

· работа детской игровой группы , основной задачей которой есть устранение извращений в психическом и личностном развитии ребенка, перестройка неблагоприятных стереотипов поведения и создание новых, более адекватных;

· родительский семинар , который предусматривает расширение психологических знаний родителей о семейных отношениях и особенностях семейного воспитания во время лекций, групповых дискуссий, анализа проблемных ситуаций, библиотерапии;

· работа родительской группы , направленная на коррекцию отрицательного опыта отношений в семье, неадекватных родительских установок прежде всего на основе обсуждений и психодраматичного обыгрывання типичных ситуаций общения в семье и взаимодействия с ребенком;

· общие занятия родителей с детьми в игровой форме , которые проводятся в начале и в конце работы родительской группы.

Добрый день! У нас вышел спор по прочтению условий договора с точки зрения русского языка, хотелось бы узнать мнение специалиста, просто для справки (понятно, что консультация не может иметь юридических последствий). В условиях написано: “... Необходимо совершить первую покупку по Карте на сумму 500 рублей и более в срок до 31 марта”. Одно мнение состоит в том, что имеется в виду одновременное выполнение двух условий: что первая покупка должна быть на сумму 500 рублей и более, и что она же должна быть совершена в срок до 31 марта. Другое мнение – что при упомянутом выше прочтении после слова “более” должна была бы стоять запятая или союз, а раз запятой или союза нет, то это не может быть предложением с однородным подчинением; значит, подчинение здесь последовательное, и надо понимать так, что из всех покупок выбирается “первая покупка на сумму 500 рублей и более”, и эта покупка (первая крупная покупка, а не просто первая) должна быть совершена в заданный срок. Кто, на ваш взгляд, прав?

Действительно, эта формулировка допускает оба толкования, причем запятая не исключит возможных разночтений.

Снять их можно, только полностью перестроив предложение, например, так: Первая покупка должна стоить 500 рублей и более, ее нужно совершить до 31 марта.

Вопрос № 289212

Уважаемая Справка, поясните, пожалуйста, "консультация СО специалистом" всё же допустима? В ответах на вопросы 255992 и 219010 содержится, к сожалению, противоречивая информация. Заранее признательна, Хелена

Ответ справочной службы русского языка

Возможны два варианта: консультация кого-то (специалиста, врача, юриста) и консультация с кем-то (со специалистом, с врачом, с юристом) . См. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина; 3-е изд. М., 2002. Ответ на вопрос № 255992 дополнен.

Вопрос № 288227

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно писать следующие слова: Имидж- консалтинг Имидж - консультация Шопинг - сопровождение Следует ли ставить тире в этих словах? С уважением, Юлия

Ответ справочной службы русского языка

Нормативно дефисное написание: имидж-консалтинг, имидж-консультация , шопинг-сопровождение.

Вопрос № 286687

как правильно: консультация урологом или консультация уролога?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: консультация уролога. См. также ответ на вопрос № .

Вопрос № 283523

Доброе утро! Недавно задавала вопрос: Какая формулировка врачебных рекомендаций правильная, если речь идёт о направлении к другому специалисту: "консультация невролога" или "консультация неврологом"? Ответ справочной службы русского языка Корректно: консультация (кого?) невролога. Но ведь не пациент консультирует невролога, а наоборот. Может быть уместен вопрос "КЕМ?" - неврологом?

Ответ справочной службы русского языка

Одно из значений родительного падежа в русском языке – указание на производителя действия, ср.: выступление докладчика (выступает докладчик), крик ребенка (кричит ребенок), шум ветра (шумит ветер). Аналогично: консультация невролога (консультирует невролог). Совпадение этой конструкции с винительным падежом (указание на лицо, на которое направлено действие) не делает ее неправильной.

Вопрос № 283494

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: консультация (кого?) невролога.

Здравствуйте, коллеги. Возникла вот такая дилемма. В данном предложении: "Но праздник молодежный, надо заставить выложить, как можно больше денег за эксплуатацию чувств в противоположному полу!" Нужна ли запятая после части предложения "надо выложить", перед союзом "как". Я утверждаю, что это придаточное изъяснительное. Коллеги, оппонируют, приводя аргумент, что союз "как" в данном контексте в ходит в состав устойчивого выражения, поэтому запятая не ставится. Нужна ваша консультация , спасибо заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед как не нужна. Как не начинает здесь придаточного предложения.

Вопрос № 272718

Ответ справочной службы русского языка

Такое написание нарушает нормы русского письма.

Вопрос № 272641
Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста,как правильно писать?Консультация кардиолога или консультация кардиологом? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: консультация кардиолога.

Вопрос № 270913
Здравствуйте, уважаемые работники справочного бюро! Очень нужна ваша консультация по вопросу склонения нестандартных фамилий, таких как Недобуга, Гарагуля, Илькив, Бабура, Мизера. Подскажите, будут ли они подчиняться стандартным правилам склонения таких фамилий (полная парадигма словоизменения для лиц мужского пола и несклоняемость для лиц женского)? Нужен Ваш авторитетный ответ. Заранее очень благодарны!

Ответ справочной службы русского языка

Да, здесь все стандартно, по правилам: склоняются мужские и женские фамилии, оканчивающиеся на гласный; склоняются мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный.

Вопрос № 269097
Подскажи пожалуйста с каким словом правильнее употребить слово "консультация ".
Дать консультацию или оказать консультацию?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: дать консультацию.

Вопрос № 268775
пожалуйста, очень срочно, ответьте сегодня:
нужно ли тире:
Консультация врача (-) стоматолога-ортопеда

Ответ справочной службы русского языка

А слово "врач" здесь обязательно? Если да, то корректно с тире.

Вопрос № 267116
Добрый день! Мы уже задавали этот вопрос, но ответа не дождались. Очень просим помочь, так как консультация требуется телевизионной программе, у которой неумолимо приближается дата эфира!
Вопрос: в словарях есть слово "призёрка", но допустимо ли использование этого слова в телевизионной программе?
Например: двукратная серебряная призёрка чемпионата мира.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Мы считаем, что такое употребление допустимо.

Вопрос № 266469
Добрый день!
Очень нужна Ваша консультация . Скажите, пожалуйста, правильно ли мы написали должность для СМИ –- генеральный директор логистической компании «Молком» (юридическим языком - ЗАО «Логистическая компания МОЛКОМ»; МОЛКОМ – не аббревиатура)?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка