Планирование пальчиковые игры во 2 младшей группе. Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе

Месяц

Неделя

Упражнения

Сентябрь

1-я неделя

«Утенок»

2-я неделя

«Утенок» «Замочек»

3-я неделя

«Замочек» «Заборчик»

4-я неделя

«Утенок»

«Полетели птички»

Октябрь

1-я неделя

«Замочек» «Заборчик» «Полетели птички»

2-я неделя

«Утенок»

«Полетели птички»

3-я неделя

«Замочек» «Заборчик» «Водичка, водичка...»

4-я неделя

«Водичка, водичка...» «Заборчик»

Ноябрь

1-я неделя

«Полетели птички» «Водичка, водичка...» «Погладим котенка»

2-я неделя

«Замочек» «Заборчик» «Погладим котенка»

3-я неделя

«Утенок»

«Водичка, водичка...»

4-я неделя

«Утенок»

«Погладим котенка» «Водичка, водичка...»

Декабрь

1-я неделя

«Погладим котенка» «Полетели птички» «Стул»

2-я неделя

«Водичка, водичка...»

«Стол»

«Стул»

3-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Стул», «Стол» «Водичка, водичка...»

4-я неделя

«Стул», «Стол» «Полетели птички» «Зайчик в норке»

месяц

Январь

1-я неделя

«Зайчик в норке» «Зайка и барабан» «Водичка, водичка...»

2-я неделя

«Зайка и барабан»

«Стол», «Стул»

«Мышка мылом мыла лапку...»

3-я неделя

«Мышка мылом мыла лапку...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

4-я неделя

«Полетели птички» «Мышка мылом мыла лапку...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

Февраль

1-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Этот пальчик - дедушка» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

2-я неделя

«Мышка мылом мыла лапку...» «Погладим котенка» «Этот пальчик - дедушка» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

3-я неделя

«Стул», «Стол»

«Замочек», «Заборчик»

«Полетели птички»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

4-я неделя

«Полетели птички»

«Этот пальчик - дедушка...»

«Повстречал ежонка еж...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Март

1-я неделя

«Замочек» «Заборчик»

«Повстречал ежонка еж...» «Зайка и ушки»

2-я неделя

«Утенок»

«Зайка в норке»

«Зайка и барабан»

«Зайка и ушки»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Месяц

Неделя

Упражнения

3-я неделя

«Утенок»

«Повстречал ежонка еж...» «Мышка мылом мыла лапку...» «Пальчики здороваются» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

4-я неделя

«Замочек»

«Заборчик»

«Зайка и ушки»

«Водичка, водичка...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Апрель

1-я неделя

«Стул» «Стол»

«Полетели птички»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

2-я неделя

«Утенок»

«Полетели птички»

«Этот пальчик хочет спать...»

«Водичка, водичка...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

3-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Повстречал ежонка еж...» «На двери висел замок...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

4-я неделя

«Полетели птички»

«Пальчики здороваются»

«На двери висел замок...»

«Водичка, водичка...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Май

1-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Мышка мылом мыла лапку...» «Повстречал ежонка еж...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

2-я неделя

«Полетели птички»

«Этот пальчик хочет спать...»

«Пальчики здороваются»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад для детей раннего возраста №3 «Васильки»

Перспективное планирование

Пальчиковые игры и упражнения

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Составила: методист

Валентина Владимировна

г. Ханты-Мансийск

Тема игр и упражнений

Задачи

литература

сентябрь

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

    Упражнение на нанизывание «Капелька к капельке – струйка дождя»

    Игра с бумагой «Кому листик?»

    Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак

Развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют

Играют

октябрь

    Упражнение на пристегивание и плетение «Косички»

    Пальчиковая игра «Дружба»

    Упражнение с прищепками «Корзинка с прищепками»

    Пальчиковая игра «Капуста»

Обучать ребенка навыкам самообслуживания: плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук

Учить детей одновременному и поочередному касанию пальцев обеих рук

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)

Учить детей движениям пальцев в соответствии словам

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Аверина И.Е. Физкультурные минутки

ноябрь

    Игры с крупами «Помогаем маме»

    Самомассаж прищепками «Уточки и гуси»

    Бусы из пуговиц

    Самомассаж «Шел медведь к себе домой»

Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова

Повторение звукоподражательной потешки. При помощи нетугой прищепки прищемляем ногтевые фланги пальцев

Развитие мелкой моторики, координации; координация внимания

При чтении стихотворения прижимать указательным пальцем по очереди каждый ноготь к столу, учить детей самостоятельно делать массаж пальчиков

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Декабрь

    Игры с бумагой «Спрячем мишку в сугроб»

    Упражнения на нанизывание «Хоровод зверей в лесу»

    Пальчиковая игра «Холодно»

    Упражнение на нанизывание «Праздник елки»

Развитие мелкой моторики, координации движений; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук

Развитие мелкой моторики, координации движений

Выполнять движения в соответствии слова, продолжать учить выполнять самомассаж рук

Развитие мелкой моторики, координации движений

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Аверина И.Е. Физкультурные минутки

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

январь

    Игры с мозаикой «Подари котику нос, рот…»

    Игры на нанизывание «Сушим рукавички»

    Игра на выкладывание «Веревочка для санок»

    Пальчиковая игра «Тили - бом»

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне

Развитие мелкой моторики, сенсорных представлений, тактильного восприятия

Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

февраль

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

    «Сухой пальчиковый бассейн» игра на тактильное восприятие

    «Мешочек с сюрпризами»

    «Разноцветные прищепки»

    Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук

Учить детей узнавать на ощупь знакомые по форме и фактуре предметы и называть их

Развитие мелкой моторики рук; обучение различению цветов; развитие внимания

Продолжать развивать умения выполнять действия пальчиками в соответствии с текстом; активизировать словарь

Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

март

    «Сухой бассейн» из гороха; чтение потешки «Переполох»

    «Смешные кубики»

    Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»

    Игры на пристегивание «Наша мама»

    Игры на нанизывание «Первые листочки»

    Пальчиковая игра «Пришла весна»

    Игры на пристегивание «Помоги петушку»

    «Цветки»

    Игры на нанизывание «Чудо – дерево»

    «Сортируем макароны»

    Игры на пристегивание «Солнышко – ведрышко», пальчиковая игра при помощи потешки «Солнышко – ведрышко»

    Игры на нанизывания «Пирамидка из пуговиц»

Перебирать горох руками с рассказыванием потешки, развитие тактильных ощущений

Продолжаем развивать тактильное восприятие, научить детей распознавать ткань по составу и фактуре; активизировать словарь ребенка

Продолжать развивать у детей умение загибать пальчики в порядке очередности, выполнять действия в соответствии с текстом потешки

Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительное внимание; развитие понимания эмоциональных состояний

Апрель

Продолжаем развивать мелкую моторику рук и координацию движений

Развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса детей; развитие воображения

Развитие мелкой моторики рук; воспитывать желание помочь ближнему

Продолжать учить детей навыкам самообслуживания при помощи пристегивания на пуговицы (полянка для цветов), продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство прекрасного

Май

Развитие словарного запаса детей (повторение обуви), мелкой моторики рук, координации движений

Это упражнение способствует, также как и предыдущие, развитию мелкой моторики, развивает навыки классифицирования

Продолжать учить детей пристегивать на клепки предметы (лучики), совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса

Способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Пименова Е.П. Пальчиковые игры

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики

Аверина И.Е. Физкультурные минутки

Борисенко М.Г., Лукина Н.А Наши пальчики играют

Юрченко Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей 2 лет

К концу года дети должны уметь:

    Нанизывать бусы и другие различные предметы без помощи воспитателя;

    Перелистывать страницы по одной;

    Держать карандаш пальцами, а не в кулаке;

    Устойчиво пользоваться одной рукой в большинстве случаев;

    Контролировать хватание и отпускание (устанавливает предметы один на другой, засовывает маленькие предметы в отверстия;

    Пристегивать и отстегивать пуговицы, клепки.

Сентябрь

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Цель: разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак.

Ход игры:

Этот пальчик – дедушка, (Поочередное разгибание сжатых

Этот пальчик – бабушка, в кулак пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев

одновременно)

    Упражнение на нанизывание «Капелька к капельке – струйка дождя»

Цель: развитие мелкой моторики рук, координация движений, воспитывать любознательность.

Оборудование: вырезанные из тонкой бумаги «капельки дождя», проволочка для нанизывания или шнурок.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть в окошко нет ли дождика и читает стихотворение Ирины Токмаковой:

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал

И перестал.

Затем воспитатель показывает капельки из бумаги и предлагает детям все капельки собрать на одну веревочку. Еще раз рассказать стихотворение.

    Игра с бумагой «Кому листик?»

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук.

Оборудование: небольшой (7х7 см) лист бумаги, с краю надрезанный карандаш.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рвать большим и указательным пальцами бумагу на узкие полоски, показывает, как правильно брать лист и рвать его (два пальца левой руки располагаются рядом с двумя пальцами правой руки, движения одной руки направлены к себе, движения другой – от себя). На каждый отрывной листик читаем строчку:

Этот – листик дедушке,

Этот листик – бабушке, этот листик – папе,

Этот листик – маме…

И т.д. (тете, дяде, брату, сестре…)

    Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Цель : учить детей движениям пальцев в соответствии словам.

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять. (попеременно разгибаем пальцы,

начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать . (сжимаем кулак, большой

Валентина Боталова
Программа кружка «Говорящие пальчики» во второй младшей группе

МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Солнышко»

Программа кружка «Говорящие пальчики»

во 2 младшей группе

2017 -2018 учебный год.

Руководитель:

Боталова Валентина Михайловна

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка

Кружок «Говорящие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами: (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Рисование пальчиками, закрашивание,

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Цель: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.

Развивающая – стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.

Воспитывающая – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.

Формы работы:

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Игры-экспериментирования с предметами и материалами;

Самомассаж кистей рук;

Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.

Организация работы кружка:

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.

Необходимые материалы и оборудования:

Резиновые игрушки, мячики;

Конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;

Фигурки пальчикового театра;

Картотека пальчиковых игр;

Картотека художественного слова (стихи, загадки);

Список детей:

Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год

Октябрь

Чтобы стал круглее всех.

3. Пальчиковая игра «Деревья осенью»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, тт Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят

4.«Разноцветные листья» - раскраски.

Октябрь

1. Массаж ладошек «Орех» Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст?

В огороде вырос куст.

Как же быть без хруста?

Если я капуста!

Мы капусту рубим - рубим,

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим - солим,

Мы капусту жмем - жмем. (Имитация движений.)

4.«Собираем урожай» - раскраски

Октябрь

«Человечки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

2. Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Бежали мимо речки

Смешные человечки.

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Залезли на мостик,

Забили там гвоздик.

А потом бултых в речку.

Где же наши человечки?

3. Игра «Человечки»

Выкладывание ручек, ножек из счетных палочек нарисованному

человеку.

Октябрь

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

2. Упражнение «Очки»

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела.

3. Пальчиковая игра «Дружная семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама, пригибать пальцы начиная с безымянного,

Это – я, затем мизинец,

Это - Бабушка моя, указательный,

Это – папа средний

Это – дед большой

И у нас разлада нет.

4. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

Ноябрь

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

2. Пальчиковая игра «Дом»

Молоточком я стучу, постукивать кулачками друг о друга

Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук

Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх

Буду жить я в доме том. похлопать ладонями

3. «Домик для мишутки» - строим из конструктора.

Ноябрь

«Посуда»

1. Самомассаж карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

2. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

3. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

Ноябрь

«Домашние животные»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

2. Упражнение «Котенок»

У нашего котенка мягкие лапки, (делаем поглаживающие движения ладонями)

Но на каждой лапке коготки-царапки! (сгибаем пальчики и показываем, как котенок выпускает коготки, то немного сжимая, то разжимая кулачек)

3. Пальчиковая игра «Котята»

Все котята мыли лапки: (трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки)

Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки: (трем ушки и животик)

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: (сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

Вот так! Вот так!

4. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

Ноябрь

«Дикие животные»

1. Самомассаж мячиками (ежиками)

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата, (Сгибание пальцев в кулачок)

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок,

Приходи и ты, дружок! (Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)

3. Упражнение «Нарви травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

Декабрь

2. Упражнение «Снежинки»

(по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела)

Падают снежинки, белые пушинки.

Падают на плечи. Падают на ножки,

Падают на щечки, Также на ладошки.

Падают на грудку, Падают на нос.

С Северного полюса ветер их принес.

3. Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили («Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.)

4. «Снежинки» -выложить из счетных палочек.

Декабрь

«Звери зимой»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра «Колючий ежик».

2. Пальчиковая игра «Зимой в лесу»

Медведь в берлоге крепко спит, (руки сложены лодочкой под щечкой)

Всю зиму до весны сопит.

Спит зимою бурундук, (загибаем поочередно пальцы)

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится, (делаем зайчика)

Убегает от лисицы. Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем»

Мелькает он среди кустов,

Запетлял - и был таков (разводим руки в стороны)

3.«Заячьи следы» - рисуем на манке пальчиками.

Декабрь

«Птичья столовая»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.

2. Пальчиковая игра «Птичья столовая»

Сколько птиц к кормушке нашей.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны

3.«Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками.

Декабрь

«Маленькой елочке холодно зимой»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра «Ёлочка»

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(поднимаем руки, опускаем их вниз)

Мы повесили игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(имитируем вешанье игрушек)

А здесь фонарики висят

(крутим «фонарики»)

Блеском радуют ребят.

3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь игрушки.

4. «Наряжаем ёлку»- развесим елочные игрушки.

Январь

«Мои любимые игрушки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра с резинкой для волос.

2. Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).

Январь

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.

2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

И снежками мы кидались

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли.

Январь

3 неделя «Зимние забавы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать, (поочередно соединяют большой палец с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

3.«Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

Февраль

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сухой бассейн».

2. Пальчиковая игра «Гуси»

Гуси песню распевали - га-га-га, га-га-га.

(смыкаем большой с остальными пальцами на руке - изображаем клюв гуся)

Посидели (кулачки сжали и положили на коленки)

Поклевали (пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)

Маму с Димой пощипали - га-га-га, га-га-га (щипаем ножки)

Но от них мы убежали. (пальчики бегут по ножкам)

3. Упражнение «Накорми гусей» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Февраль

«Одежда»

1. Самомассаж. Упражнение «Пуговицы».

2. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

Крепко, крепко их потрём,

А потом мы выжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё».

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-

Так встряхнём, так встряхнём. вниз.

А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по

Мы погладим утюгом. ладони другой.

А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.

И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени.

3. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

4. «Укрась платье Машеньки» раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

Февраль

«Пилим и строгаем - папе помогаем»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сильные пальчики».

(нажимаем на резиновый мяч с силой)

2. Пальчиковая игра «Гвозди»

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

3. «Салют» - рисуем пальчиками.

Февраль

«Конец зимы»

1. Самомассаж «Покатай, покатай». (Катание крупных бусин по столу).

2. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок!

Смелей, дружок! (лепят снежок)

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком, (показывают шар руками)

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону.)

3.«Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

Март

«Цветок для мамы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко».

2 Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

3. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиками.

Март

«Мамины помощники»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук крупными бусинами.

2. Пальчиковая игра «Мамина помощница»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем

3. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание бусин на ленту.

Март

«Солнышко»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук игра с резинкой для волос.

2. Пальчиковая игра «Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(Хлопаем в ладоши)

3. Упражнение «Солнышко лучистое» - выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.

Март

«Транспорт»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами.

2. Пальчиковая игра «Транспорт»

Один-два-три-четыре-пять,

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт (загибают пальчики)

3. Упражнение «Железная дорога» - выложить из счетных палочек.

Апрель

«Капель»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Сосульки».

2. Пальчиковая игра «Капельки»

Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.

Капля – раз, капля – два,

Капли капают едва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капельки бежать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

3.«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

Апрель

«Пришла весна»

1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками

2. Упражнение «Пришла весна» Птичка, птичка, прилетай!

Весну - красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.

3. Пальчиковая игра «Весенний дождик»,

Дождик песенку поет, (сжимаем кулачки)

Только кто ее поймет? (пожимаем плечами)

Не поймем ни я, ни ты, (на обеих руках разгибаем указательные)

Но зато поймут цветы, (разгибаем средние)

И зеленая трава, (разгибаем безымянные)

И весенняя листва. (разгибаем мизинцы)

Лучше всех поймет зерно -

Прорастать начнет оно. (разгибаем большие)

4. Игра с мозаикой «Весенняя полянка»- выкладываем солнышко, цветы.

Апрель

2. Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)

Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)

3.«Рыбки» - раскраски.

Апрель

Тема «Травка зеленеет»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

2. Упражнение «Птенчики в гнезде»

Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

3. Лепка «Червячки для птенцов»

«Дружба»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками

2. Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

3. Упражнение «Прятки» - найди игрушки в сухом бассейне.

«Цветочек радуется солнышку»

1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками.

2. Пальчиковая игра «Бутончики»

Каждый бутончик (пальцы рук собраны в щепоть)

Склониться бы рад,

Влево и вправо, (раскачивать «бутончики»)

Вперед и назад.

От ветра и зноя (соединить вместе локти и ладони рук)

Бутончики эти (образуя один большой «букет»)

Спрятались быстро,

В цветочном букете.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя «Насекомые»

1. Самомассаж. Катание карандаша между ладошками.

2. Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом. Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.

Прячьтесь! Спрятать руки за спину.

3. Пальчиковая игра «Паучок»

Пау – пау – паучок, паутиновый бочок,

Паучок всё вверх ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка хоть тонка –

Крепко держит мотылька. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками

3. «Вот такие ножки у сороконожки» - рисуем на манке.

4 неделя «Вот и лето наступило»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики.

2. Пальчиковая игра «Лето»

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать

3. Пальчиковая игра «Радуга»

Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)

Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами (руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной (нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной. (дотронуться до головы)

4.«Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

Литература:

1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.

2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.

3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.

4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.

5. Интернет ресурсы.

МБ ДОУ «ЦРР – детский сад № 9»

С.Камень-Рыболов

Ханкайского муниципального района

Приморского края

Программа кружковой работы

«Говорящие пальчики, умелые пальчики» вторая младшая группа

Волкова Елена Анатольевна воспитатель

высшей квалификационной категории

Список детей

1 подгруппа

2 подгруппа

Пояснительная записка.

Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка «Наши ручки не для скуки» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Цель кружковой работы «Говорящие пальчики»: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

Развитие тонкой моторики пальцев;

Развитие движений кистей рук;

Развитие понимание речи;

Для решения донных задач выработаны следующие принципы :

Принцип системности (от простого к сложному - от частного к общему);

Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практике.

Формы работы:

Пальчиковые игры;

Игры с предметами и материалами;

Массаж рук.

Рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

Использование пластилина;

Организация кружка: Кружок организуется с детьми 2 младшей группы.

Проводится кружок один раз в неделю Вторник (первая подгруппа)

Четверг (Вторая подгруппа)

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 15 минут – во второй младшей группе

Занятие проводится с октября по май.

Необходимое условие кружковой деятельности – игровая мотивация, способствующая стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.

Необходимые материалы для кружка .

Резиновые игрушки;

Бусы, шнуровки;

Различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка) ;

Бумага, карандаши, пальчиковые краски;

Настольный театр;

Ожидаемые результаты .

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Формы проведения итогов реализации программы:

    выставки детских работ в детском саду;

    реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей

    дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Перспективное планирование кружковой работы

«ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»

на 2016 – 2017 учебный год.

(во 2 младшей группе).

Октябрь

1.неделя

1.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель : развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.неделя

1 . Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

Цель : Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Цель : развивать мелкую моторику.

3.неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

Цель: Развивать общую координацию движения.

2 . Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.неделя

1.

Ноябрь

1.неделя

1 . Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Цель : развивать мелкую моторику рук.

2 . «Прогулка»- рисуем следы … пальчиками.

Цель : развитие мелкой моторики рук.

2.неделя

1 . «Снегопад в лесу» (трафарете зеленой елке разложить «игрушки») из мятой бумаги.

Цель : учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.

2 . Массаж «Бусами»

Цель : развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

3.неделя

1 . Пальчиковая игра «Пирог»

Цель : Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

3. «Новогодняя елка»

Цель : учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

4.неделя

1. Повторение и закрепление материала

Декабрь

1.неделя

1 . «Чтоб Мишке было теплее»

Цель : развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»

2 . Игра: «Лыжники»

Цель : развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2.неделя

1 . Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»

Цель : Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2 . Игра «Чудесный мешочек»

Цель : Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)

3.неделя

1 . Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

Цель: Развивать координацию общих движений.

2 . «Забавный барашек»

Цель : развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.

4.неделя

1. Повторение и закрепление материала

Январь

1.неделя

1 . «Подарок жеребёнку».

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.

2 . «Коврик для котёнка».

Цель : развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз.

2.неделя

1 . Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Цель : Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель : Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.неделя

1 . «Идет снег»

Цель : Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.

2 . Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .

Цель : совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

4.неделя

1. Повторение и закрепление материала

Февраль

1.неделя

1 . «Волшебный теремок для шести братьев».

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2 . Массаж пальчиков мячиком ежиком.

Цель : Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности. Пластичности движений.

2.неделя

1 . «Бусы для мамы»

Цель : развивать мелкую моторику рук; развивать соотношений движений рук.

2 . Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»

Цель : Развивать зрительное внимание.

3.неделя

1. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.

Цель : развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

2 . Игра «Лыжники»

Цель : Развивать мелкую моторики пальцев.

4.неделя

1. Повторение и закрепление материала

Март.

1.неделя

1 . «Нарядные дымковские лошадки».

Цель: закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2 . «Лодка для Пятачка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы ножницами, с бумагой – оригами, совершенствование зрительно-ручной координации.

2.неделя

1 . Пальчиковая игра «помощники»

Цель : Развивать моторику пальцев.

2 . Рисование «верёвочкой»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

3.неделя

1. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель : совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;

2. Пальчиковая игра: «Моя семья»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. Повторение и закрепление материала

Апрель.

1.неделя

1 . «На окне расцвёл цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2 . «Весёлый кактус».

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1. Массаж с прищепками.

Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3.неделя

1 . Пальчиковая игра «игрушки»

Цель : Развивать соотношения движения рук.

2 . Пальчиковая игра «Кто приехал»

Цель : Развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. Повторение и закрепление материала

Май

1.неделя

1. « Рыбки для Карлсона».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2 . «Солнышки - малышки».

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером, Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1 . «Весёлые божьи коровки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения

2 Пальчиковая игра «Топ-топ»

Цель: развивать мелкую моторику рук

3.неделя

1 . Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.«Забавная гусеница».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.

4.неделя

1. выставки детских работ в детском саду;

2. проведение открытого мероприятия для родителей

3. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам ).

Литература

1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

4.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособия для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007. – 47с.

5. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.

марина малкина
Перспективный план пальчиковых игр для детей второй группы раннего возраста

Дата № недели; тема недели Название Задачи Литература

Сентябрь Упражнение «Дом» Разучивание потешки с помощью синхронного движения кистей обеих рук Анищенкова Е. С. Пальчиковая

01.09.-04.09. 1. Детский сад

7.09.-11.09. 2. Осень Пальчиковая гимнастика «По грибы» Учить детей движениям пальцев в соответствии словам Пименова Е. П. Пальчиковые игры

14.09.-18.09. 3. Осень. Ягоды, грибы Упражнение «Ежик» Развитие мелкой моторики трех основных пальцев обеих рук (большого, указательного и среднего) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

21.09.-25.09. 4. Осень. Сезонные изменения в природе. Упражнение «Вяжем шарфик» Стимуляция работы мышц мизинцев, развитие координации движения Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

28.09.-02.10. 5. Я в мире человек. Народная песенка «Пальчики » Разучивание песенки с помощью поочередного разгибания пальцев , сжатых в кулак Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев , сжатых в кулак

05.10.-09.10. 6. Я в мире человек. Пальчиковая игра «Дружба»

Учить детей одновременному и поочередному касанию пальцев обеих рук Пименова Е. П. Пальчиковые игры

12.10.-16.10. 7. Мой дом. Игра «Замок» Учить детей сцеплять пальцы рук в замок в соответствии с текстом стихотворения, Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

19.10.-23.10. 8. Мой поселок. Упражнение «Колеса» Подушечки правой и левой руки прижимать к столу, поочередно постукивать ими,учить детей самостоятельно делать массаж пальчиков Анищенкова Е . С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

26.10.-30.10. 9. Мой дом. Транспорт. Занятие «Вертолет» Развивать внимание, координацию движений, учить разводить большой палец и выполнять им круговые движения Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

02.11.-06.11. 10. Безопасность. «Мешочек с сюрпризами» Учить детей узнавать на ощупь знакомые по форме и фактуре предметы и называть их Пименова Е. П. Пальчиковые игры

9.11.-13.11 11. Профессии. Рубим дрова Учить имитировать движения рук дровосека, соединять и стискивать ладони Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

16.11.-20.11. 12. Дикие животные. «Сухой пальчиковый бассейн » игра на тактильное восприятие «найди животное» Активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук Галанов А . С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

23.11-27.11. 13. Домашние животные. Пальчиковая гимнастика «Кто раньше всех встает» Развитие координации движений пальцев ведущей руки ; развитие способности запоминать расположение пальцев в соответствии с текстом Л. Б. Дерягина. Баюшки-баю. Пальчиковые игры , колыбельные песенки, засыпальные сказки

Декабрь Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Осуществлять саммомассаж подушечек пальцев в соответствии с текстом стихотворения И

30.11.-04.12. 14. Зима. Сезонные изменения в природе.

7.12.-11.12. 15. Посуда Учить выполнять дижения в соответствии с текстом стизотворения Интернет источник : сайт Карапузики : http://www.karapuziki.kz/palchikovye_igry/palchikovye_igry_02.html

14.12.-18.12. 16. Новогодний праздник. Упражнение на нанизывание «Праздник елки» Развитие мелкой моторики, координации движений Борисенко М. Г., Лукина Н. А Наши пальчики

21.12.-25.12. 17. Новогодние игрушки. «Новогодняя ёлочка» Учить выполнять движения по тексту стихотворения

Памятка для родителей Пальчиковые игры на тему «Зима»

Январь Упражнение на плетение и пристегивание «Пуговки» Обучать ребенка навыкам самообслуживания : плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук. Пименова Е. П. Пальчиковые игры

11.01.-15.01. 18. Одежда зимой.

18.01.-22.01. 19. Животные зимой. Упражнение «Ежик» Развивать навык сжимания и разжимания пальцев , движения кистей в соответствии с текстом считалки И. Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду

25.01.-29.01. 20. Животные зимой.

Упражнение «Холодно» Развитие мелкой моторики, координации движений; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук И . Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.

01.02.-05.02. 21. Подарок для мамы. Дидактическая игра с прищепками «Цветочек» Развитие мелкой моторики рук; обогащение сенсорного опыта детей ; развитие внимания Галанов А. С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет

08.02.-12.02. 22. Мамин день. Танец в кругу Учить выполнять движения в соответствии с текстом, держаться за руки, выполняя ходьбу по кругу И. Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.

15.02.-19.02. 23. Помогаем маме. Игра «Вот так бабушка прядет» Продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом И. Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.

22.02.-26.02. 24. Моя семья. Игры с крупами «Помогаем маме» Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы , проговаривая слова в соответствии с текстом Пименова Е. П. Пальчиковые игры

29.02.-04.03. 25. Посуда.

Пальчиковая игра «Приготовили обед» Учить выполнять движения руками, в соответствии с текстом, развивать внимание, наблюдательность,учить имитировать движения повара Г. Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

07.03.-11.03. 26. Мебель. Пальчиковая игра «Мебель» Загибать пальчик на каждую строчку , развивать слуховое внимание Г. Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

14.03.-18.03. 27. Игрушки. Матрешки Учить выполнять движения руками, в соответствии со словами И. Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.

21.03.-25.03. 28. Игрушки. Петрушка Учить выполнять движения руками, в соответствии со словами И. Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.

28.03.-01.04. 29. Весна. Утро настало, солнышко встало Разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев , сжатых в кулак И. Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.

04.04.-08.04. 30. Птицы весной. Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички» Учить соединять пальцы поочередно Г . Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

11.04.-15.04. 31. Дикие животные весной. Игра с движениями пальцев , рук «Где же мёд?» Развивать тактильное восприятие, учить выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения Г. Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

18.04.-22.04. 32. Домашние животные весной. Пальчиковая гимнастика «Котенок – шалун» Ритмичные действия пальцев рук , сжимание и разжимание кулачков в соответствии с текстом стихотворения Г. Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

25.04.-29.04. 33. Одежда весной. Пальчиковая гимнастика «Башмачок» Выполнять самомассаж пальцев за счет постукивания и прикосновения к подушечкам Г. Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

02.05.-06.05. 34. Лето. Упражнение «Божьи коровки» Учить шагать пальчиками по столу , развивать мускулатуру кисти И. Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.

09.05.-13.05. 35. Овощи. Пальчиковая игра «Сколько грядок в огороде?» Учить детей движениям пальцев в соответствии словам Г. Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

16.05.-20.05. 36. Фрукты. Пальчиковая игра «Ягодки» Учить детей движениям пальцев в соответствии словам; выполнять расслабляющий массаж за счет поглаживания Г. Ф. Злобина. Тематические пальчиковые игры

23.05.-27.05. 37. Животные жарких стран. Упражнение «Черепаха» Развитие чувства прикосновения, активизация тактильного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук И . Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду.