Национальный костюм марийцев. Презентация "национальный марийский костюм" Национальный костюм марий эл

Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.
Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д.

Вышивка (т;р) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза.
В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди.

Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская.
Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре.
У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.

Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки.
Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел т;р), концах рукавов (шокш мучаш т;р), подоле (урвалте йыр т;р), так и вдоль всего рукава (шокш мучко т;р), на уровне груди (п;шт;р), на спине (туп йыр т;р), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен т;р).

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально.
Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.

Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи.
Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение.
Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев.
Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки.
Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.

Национальный костюм – это больше, чем одежда. Он рассказывает об особенностях народа, его культуре, ценностях и жизни. Некоторые наряды сродни предметам искусства, например, яркий и колоритный костюм марийского народа.

Немного истории

Марийцы относятся к финно-угорским народам. Их называют последними язычниками в Европе, ведь сложно поверить, но, несмотря на принятое ими христианство, многие остаются верны язычеству и связанными с ним обрядами.

Обряды их, стоит сказать, весьма интересны. Так, все они проходят в священной роще – специально выделенном месте в лесу. Туда в качестве жертвоприношения приносят гусей и уток. Вся жизнь марийцев связана с мистикой. Специфические отпевания умерших и «кормление мертвых» не могли ни отразиться на национальных костюмах и орнаментах.

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

Аксессуары и обувь

Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы. Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.

Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.

Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.

Современные модели

До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.

  1. Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
  2. Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
  3. Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.

«Самое важное в женской одежде - женщина, которая ее носит» - Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Основной территорией, на которой проживают марийцы, является междуречье Волги и ее левого притока Ветлуги. Этот финно-угорский народ рассеян по всем соседним областям и республикам, много его представителей на Урале. Марийский костюм входит в группу национальных нарядов народов Поволжья.

Структура этноса

Как каждый этнос, марийцы делятся на определенные группы. Обычно это связано с местом проживания. Можно выделить три основных подразделения: луговые (самые многочисленные), горные и восточные мари. Первые занимают Волго-Вятское междуречье, вторые живут на западе республики Марий Эл, третьи представляют собой потомков переселенцев из Поволжья в восточные регионы - Башкирию и Приуралье. Марийский костюм каждой из групп имеет Но основные детали костюма у всех марийцев одинаковые. Более того, мужской и женский костюмы этого народа в далекие времена отличались друг от друга только украшениями.

Одежда, подходящая любому полу

Основные составные части наряда таковы: рубаха и штаны, пояс с подвесками и головной убор, лыковые лапти и холщовые или шерстяные онучи. По праздникам надевалась кожаная обувь. Но покрой праздничного костюма полностью повторял будничный. И лишь украшения делали его нарядным. Мужчины-марийцы занимались в большинстве своем отхожим промыслом, что способствовало контактам с соседями, и поэтому мужской марийский костюм напоминает русский национальный наряд. Позднее в наряде мужчин стали появляться и фабричные изделия. Но вплоть до 30-х годов прошлого века специфические национальные черты проявлялись как в покрое и отделке, так и в способе ношения определенных элементов одежды.

Продиктованный жизненными условиями

Костюм любого народа складывался под влиянием нескольких факторов, таких как социально-экономические, исторические и природно-климатические условия. Большую роль играли средства труда, которые были в наличии. Так, туниковый покрой рубахи объяснялся тем, что сотканное на домашнем станке полотно просто сгибалось на плечах, для головы делался вырез. Не выкраивая проймы, по бокам пришивали полотна, согнутые вдоль, таким образом получались рукава. Изначально полотно ткали на длину самой рубахи и рукава. Марийский костюм подразделялся на повседневную, праздничную и обрядовую одежду. Естественно, что самым красивым был свадебный наряд невесты. Его обильно украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, перламутром раковин, мехом и всем, что подсказывала фантазия мастериц, но при четком соблюдении стандартов. Цвет марийской одежды преимущественно белый. Марийский костюм (фото прилагается) комфортный и радостный.

Отличительные черты

Как отмечалось выше, основные элементы национального наряда продиктованы природно-климатическими условиями. Поэтому помимо вышеперечисленных деталей комплекта в состав входили демисезонный кафтан (мыжер), шуба (ужга), зимняя обувь и головной убор. Эти вещи имели разный покрой - прямоспинные и отрезные по талии. Необходимо отметить, что все подгруппы имели свои отличительные детали - где-то спина была трапециевидной, вставлялись клинья, форма воротников была разной. Это касалось не только верхней одежды. Так, например, нательная рубаха (тувыр) у луговых, горных и восточных мари отличалась расположением разреза у горловины, длиной самой рубахи.

Мужской костюм

Издревле в мужской традиционный марийский костюм входил тувыр (рубаха), длина которого опускалась ниже колен, но к концу XIX века она достигала только середины бедра. Отличались и штаны (йолаш) - у луговых и горных они шились с узким шагом, у восточных - с широким, который обеспечивался либо кроем, либо ластовицей.

Повседневная одежда изготавливалась из белого домашнего холста (вынер), который ткался из конопли, реже изо льна. Для изготовления обуви использовались выделанные шкуры животных, лыко, шерсть. Характерными были марийские из семи лык, оборы (веревки, обматываемые вокруг ноги) у них были из того же материала.

Онучи летом носили холщовые, зимой из сукна. В более суровых климатических условиях носили валенки. Шапки у мужчин тоже были преимущественно валяные, разной формы. Позже традиционный марийский костюм гармонично дополнили сапоги и картузы промышленного изготовления. Стоит добавить, что все отверстия нательной рубахи (вырез, окончание рукавов, подол) обязательно отделывались орнаментом. Он заключал в себе заклинания от Это была вышивка или тесьма.

Особенности женского костюма

Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью. Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности - материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу - речного жемчуга. Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной. Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке - принадлежность ее к определенной этнической группе, Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.

Орнамент - «письмо из прошлого» и оберег

Цвета шерсти или шелка, которыми расшивали полотно, были в основном всех оттенков красного, коричневого. Костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, являются ярким и неотъемлемым элементом национальной культуры. Он несёт в себе ценнейшую информацию об этом народе, так как уходит корнями в доисторические времена, когда возникали первые рисунки, постепенно превращающиеся в орнамент, способный рассказать, чего боялись аборигены, чем занимались, что их окружало.

Самая важная деталь

Чем же еще, кроме длины и покроя нижней части рубахи, отличаются наряды мужчин и женщин мари? Как отмечалось выше, костюм марийский мужской дополняла валяная шапка. Женский же головной убор заслуживает отдельных слов, потому что это важнейший элемент наряда. Он делится на женский и девичий, поэтому кроме социального статуса и этнической принадлежности указывает и на возраст хозяйки.

Об их разнообразии можно написать отдельную статью. В давние времена марийские женщины использовали различные платки и повязки - об этом говорят археологические находки. У девушек было два вида повязок - на шерстяной основе и на кожаной. Они очень обильно украшались бисером и монетами.

Затейливый и неповторимый

Женщины носили полусферическую такию, входящую во многие Марийский женский головной убор в давние времена дополнялся платком, сложенным по диагонали, надетым на такию и завязанным под подбородком. Головные уборы замужних женщин необычайно разнообразны - каркасные, остроконечные, лопатообразные, полотенчатые. И все они подразделяются на несколько подвидов. Так, известная по кроссвордам сорока относится к классу лопатообразных, а самый мариек шурка очень высок (40 см) и относится к каркасным шляпам. Традиционные костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, перекликаются между собой - шапки на берестяных или кожаных каркасах носили мордовские, удмурдские, казахские женщины. Изначально это был скифский головной убор.

Необходимые и яркие детали

Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца. Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив. Марийские женщины удачно дополняли его украшениями - кольцами, серьгами и так далее.


Чемпион мира по смешанным боевым искусствам (UFC 6) "Русский медведь" Олег Тактаров в марийском национальном костюме

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

*********************************


Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала "Арслан" Эльвира Куклина рассказала: "Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа".


Эльвира Куклина на передаче "Большая страна" на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.


Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется "Пеледыш пайрем" или "Праздник цветов".


Празднования праздника "Пеледыш пайрем"

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник "Пеледыш пайрем" состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.


Празднования праздника "Пеледыш пайрем" в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.


Кугече - Марийская Пасха



Марийский национальный праздник Семык


Праздник Ӱярня — марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной "на каждый день"?