Как улучшить свою память: советы от психологов. Упражнения для развития долговременной памяти Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Память человека — одна из способностей головного мозга, которая формирует наше "я", делает человека индивидуальным и ставит его на несколько ступеней выше животных. Конечно, у зверей, особенно у таких умных, как собаки и дельфины, она тоже есть. Но только у Homo sapiens память достигла небывалого развития и совершенства. Хотя стремиться нам ещё есть куда, ведь мозг, как известно, использует только маленькую толику своих возможностей.

Характеристика памяти

Каждый здоровый человек способен воспринимать, запоминать, копить, сортировать и воспроизводить данные, полученные в результате своей деятельности. Память в психологии — понятие многогранное, это все перечисленные выше функции "серого вещества", которые вместе формируют опыт. Человек начинает его получать ещё в младенчестве с помощью органов чувств. Это самый простой способ познания мира и накопления памяти. В более позднем возрасте к нему добавляется обучение, физическая деятельность, с помощью которых расширяется кругозор и обогащается опыт.

Память в психологии — сложный процесс познания, благодаря которому мы может воспроизвести не только события, но и логические связи между ними. Мы узнаём на улице людей, вспоминаем выученные стихи и песни, можем проиграть ту или иную мелодию. Все эти действия возможны благодаря памяти. Она координирует действия и поступки человека, с её помощью он ориентируется в прошлом и настоящем, может прогнозировать будущее. Память — одна из основ сложного процесса взаимодействия индивида с окружающей средой.

Запоминание как основной процесс памяти

Очень важно в жизни каждого индивида, так как делает его личностью, повышает социальную роль в обществе. Память человека основана на запоминании: слов, впечатлений, образов. Бывает произвольным, когда увиденное откладывается в голове само по себе, или непроизвольным, в том случае, если мы целенаправленно изучаем нужный материал. Если вы не пытаетесь запомнить что-то намеренно, то процесс становится выборочным. Например, группу людей, побывавших на дне рождения, попросите рассказать, что наиболее им запомнилось. Как ни странно, но ответят они по-разному: один вспомнит торт, другой — наряд именинника, третий — подарки и так далее.

Одним словом, запоминание — индивидуальный процесс, основанный на конкретных вкусах, пристрастиях, интересах индивида. Очень часто основным фундаментом для него становятся ассоциации: по сходству, контрасту или смежности. Отождествляя отдельный предмет с событием или явлением, нам легче его воспроизвести.

Системы памяти

В психологии выделяют четыре механизма, с помощью которых мы запоминаем информацию. Это сенсорная, кратковременная и долговременная память. Все виды, являясь целостными системами, тесно связаны между собой. Например, сенсорная память формируется на основе органов чувств. Она очень короткая, и если нет потребности запоминать ту или иную информацию, данные быстро рассеиваются и не оставляют в мозгу ни малейшего следа. Например, смотря долгое время на силуэт человека, мы отводим глаза и ещё какое-то время видим эти контуры. Потом они исчезают.

Вместо этого кратковременная или оперативная память — выборочное сохранение данных, необходимых конкретно для той или иной деятельности. Мы помним условие задачи при её решении или начало произведения, дочитывая его при этом до конца.

Долговременная память — это способность помнить события прошлого, воспроизводить выученный в университете материал, сохранять в голове данные из разных сфер жизни. То есть мы всегда помним алфавит, имена и телефоны близких людей, названия и суть явлений природы и так далее. Долговременная и кратковременная память очень разные. Первая похожа на вместительный архив, тогда как вторая представляет собой небольшой стеллаж, который постоянно дополняется и видоизменяется.

Долговременная память

Остановимся на ней детально, так она наиболее интересная для изучения. Долговременная память обладает определённой вместительностью и длительностью. То есть, запомнить всё на свете человеку не удастся. Сфера, уровень и наполнение воспоминаний у каждого индивида своя. На неё влияют:

  • Деятельность. Долговременная память сохранит то, что нам нужно и интересно (рыбак всегда расскажет вам кучу сведений о той или иной рыбе, снасти или речке).
  • Эмоции. Навсегда отложится в мозге то событие, с которым связаны сильные переживания: негативные и позитивные (смерть родителей, признание в любви, окончание школы и так далее).

Британские учёные провели интересный эксперимент. Они пытались определить, насколько хорошо представители разных профессий ориентируются в пространстве. Оказалось, что лидерами являются таксисты. Это связано с тем, что бороздя улицы города каждый день, они сумели натренировать свою способность запоминать местность.

Привычность материала

Основными факторами, которые закрепляют в памяти те или иные сведения, являются повторение события, контекст, мотивация и обучение. Привычность материала, например, способна отложить в голове сведения на длительный период. Обыкновенную таблицу умножения, которую не раз использует в жизни каждый человек, забыть просто невозможно. То же самое относится к новогодним стихам, выученным в детстве. Когда наступает 31 декабря, непроизвольно мы их вспоминаем и удивляемся нашей способности сквозь годы проносить эти строки.

Аналогично можно объяснить удивительную точность наших дедов, когда они пересказывают событие военных лет. Они помнят даты боёв, название сёл, где они происходили, фамилии погребённых товарищей. Одновременно, если попросить их вспомнить события последнего дня, не всем это будет под силу. Это связано с тем, что смерть и насилие вызвали когда-то у них сильное потрясение. Из года в год старички рассказывали про это своим детям, внукам, родственникам, и именно повторение материала (даже не сами события) навсегда отложилось в их памяти.

Контекст

Ещё один фактор, от которого зависит долговременная память. Определение этого понятия связано в первую очередь с местом, временем или сутью того или иного явления. Это и есть контекст события. Иногда он более важен для запоминания, чем само событие.

Например, рассмотрим урок биологии. Два учителя рассказывают детям один и тот же материал, но у одного преподавателя ученики лучше его запоминают, легче воспроизводят, у них отличные оценки и поведение. У другого, наоборот, неудовлетворительные результаты от написания контрольной получает половина класса. Оказывается, манера учителя, его отношение к детям и методика проведения урока влияют на полученные знания больше, чем поданный объём информации.

Извлекать из архивов памяти факты всегда легче в том контексте, в котором они происходили. При этом эмоциональная составляющая тут важна, как никогда. Чувственная составляющая происходящего навсегда откладывается в сознании, даже если подобное событие было единственным в жизни и больше никогда не повторялось.

Мотивация

Долговременная память человека, без всякого сомнения, зависит и от этого фактора. Нам всегда легче запомнить то, что нам хочется. Вместо этого, сведения не представляющие интереса, трудно воспроизвести. Студент, обожающий футбол, без труда назовёт даты памятных матчей, имена спортсменов, которые отличились в игре. По той же причине в дискуссии нам легче запомнить те аргументы и доводы, которые схожи с нашим собственным мнением. Доводы, идущие вразрез, труднее откладываются в памяти.

Учёные, исследовавшие свойства памяти, говорят, что мы лучше помним суть незавершённых дел, чем проделанной до конца работы. В этом случае также ключевой является мотивация: она подстёгивает нас довести до ума начатое, не останавливаться на полпути, не упасть лицом в грязь перед другими членами общества, которым нужен результат нашей деятельности. Мотивация иногда творит чудеса. Человек, уверенный, что плохо знает английский язык, попав в Лондон, моментально вспоминает слова и фразы, заученные в детстве.

Обучение

Если человек стремится стать экономистом, он для своей же пользы будет добросовестно изучать нужный для будущей профессии материал. Углубление в новые факты и цифры должно происходить постепенно, информация усваивается дозировано, чтоб остаться максимально понятной. Если в этой цепочке хоть одно звено будет до конца не выясненным, все последующие часы, просиженные за книгами, могут быть бесполезными. Также обучение всегда более эффективное, если теоретические знания подкреплены примерами из жизни. Первокурснику трудно понять, что такое дебет и кредит, но если в учебнике описаны эти понятия на основе конкретных торговых отношений, то ему легче запомнить суть терминов.

Вместо этого, долговременная память не сможет сохранить в своём архиве вызубренные данные. Пытаясь получить хорошую оценку, студенты садятся за книжки только перед сессией, уча наизусть конспекты. От таких знаний никакого прока в будущем не будет. Показав блестящий результат на экзамене, студент тут же все забудет. В последующие годы на работе это вылезет ему боком.

Амнезия и её лечение

Потеря памяти, полностью или частично, всегда вызывает панику у больного. Врачи в этом случае успокаивают: амнезия явление временное, обычно после определённого периода воспоминания возвращаются к человеку. Причин этому несколько. Во-первых, это стресс или трагический случай. Пациент бежит от реальности и забывает прошедшие события. Так, женщина может не помнить, что в детстве она подвергалась насилию. Юный мозг вычеркнул неприятные фрагменты жизни, чтоб не травмировать неокрепшую психику. Но любое напоминание о событии может их вернуть: аромат цветов, сказанное слово, визуальная картинка и так далее.

Во-вторых, причиной амнезии могут быть разные болезни: черепно-мозговая травма, инсульт, интоксикация, эпилепсия, рак, психические расстройства. Иногда потеря памяти связана с употреблением алкоголя, наркотиков. Медики лечат амнезию путём воздействия на основной недуг, вызвавший потерю памяти. Во время терапии используют нейропротекторы (препараты "Семакс", "Цитиколин", "Глицин"), витамины группы В, антиоксиданты и другие препараты. Рекомендуют и общение с родными и друзьями, которые, рассказывая события из жизни пациента, способны вернуть воспоминания.

Профилактика нарушений памяти

Она предусматривает здоровый образ жизни. Долговременная память будет работать без перебоев, как часовой механизм, если человек полностью откажется от злоупотребления спиртными напитками, наркотическими и снотворными веществами. Рекомендовано спать не меньше 7—8 часов в сутки, часто проветривать помещение, много гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и научиться извлекать позитивные эмоции даже при сложных жизненных обстоятельствах.

Ключевую роль при этом играет питание. Употребляя разнообразные продукты, человек обеспечивает достаточное поступление в организм белков, жиров, углеводов, разных витаминов и микроэлементов. Наиболее полезными продуктами для мозговой деятельности при этом являются морепродукты, особенно устрицы, рыба, цельное зерно, яйца, орехи, чёрный шоколад зелень, ягоды. Их присутствие в каждодневном рационе способно улучшить умственную деятельность, избежать отклонений в работе мозга и стать профилактическим средством потери памяти.

Улучшение памяти

Даже если вам кажется, что с запоминанием у вас проблемы, не сидите сложа руки. Проблему эту решить можно, главное при этом — желание и целеустремлённость. Это раньше медики считали, что серые клетки у пожилых людей не способны размножаться. Последние проведённые исследования говорят о том, что нейроны делятся даже в 70-летнем возрасте. Поэтому ученные пришли к выводу, что возрастное ослабление памяти связано не с отмиранием клеток, а с потерей контакта между ними. Чтобы этого не случилось, рекомендовано принимать курс витаминов, употреблять жирные кислоты, содержащиеся в рыбе.

Улучшение памяти замечено у тех людей, которые для этих целей использовали такие умственные операции, как впечатление, повторение, ассоциация. Во-первых, если вы хотите что-либо запомнить, нужно сконцентрироваться на объекте, запомнить его очертания, запах, вкус. При этом визуальное восприятие всегда самое прочное и долговременное. Все потому, что зрительные нервы, соединяющие глаза и мозг, в 20 раз толще, чем нервы, идущие от уха к "серому веществу". Во-вторых, память будет улучшаться, если вы будете периодически повторять нужный материал. И в-третьих, ассоциации помогут быстро находить нужный "файл" в мозге, распаковывать его и воспроизводить.

Тренировка памяти

Мозг, как и любой другой орган, можно укреплять. Как развить долговременную память? Ответ прост: выполняйте периодически несколько простых упражнений:

  • Учите стихи. Объём текста при этом нужно каждый раз увеличивать. Для мотивации и позитивных эмоций выбирайте те произведения, которые нравятся именно вам.
  • Решайте логические задачи. Купите себе брошюрку с такими заданиями и в перерывах между работой блесните умом перед коллегами.
  • Играйте в ассоциативные игры. Сидя с семьёй за столом после ужина, называйте города или имена, которые возникают в вашей памяти, например, от воспоминаний про море. Составляйте ассоциативные ряды (зима—снег—санки—дети—удовольствие).
  • Решайте скандинавские и японские кроссворды.
  • Распутывайте логические компьютерные головоломки.

Хорошая память — это не только генетическая предрасположенность и наследственность, это также работа над собой и своими умственными способностями. Помните, что при желании даже обезьяну можно заставить мыслить.

Учёные установили: память у младенца в утробе матери начинает работать уже через 20 недель после зачатия. Были проведены тесты: с помощью ультразвукового сигнала врачи посылали в живот беременной женщины импульс и проверяли реакцию плода на него. Оказалось, малыш уже воспринимает шум, реагирует движением рук или ног. Правда, после 5—6 сигнала он привыкал к раздражителю и переставал на него реагировать. Ученные считают, что вскоре человеческий разум достигнет пика развития, и мы сможем вспомнить всё услышанное или увиденное даже в утробе матери.

Возможности памяти действительно неограничены. Главное — научиться правильно ею пользоваться. Уже не один раз на планете заявляли о себе индивиды, обладающие феноменальными способностями. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих солдат, Моцарт мог по памяти воспроизвести любое музыкальное произведение, академик Иоффе знал всю таблицу логарифмов. Черчилль выучил наизусть почти всего Шекспира, а Доминик О"Брайен всего за 38 секунд запоминал порядок перетасованных карт в колоде. Бил Гейтс запомнил сотню кодов программного языка, который был им создан. Примеры этих людей показывают, что возможности "серых клеток" велики. Наша задача — максимально их развивать и совершенствовать.

На чтение 17 мин. Просмотров 17 Опубликовано 10.08.2018

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

Виды памяти

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.

Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.

Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

Метод, основанный на внимательности

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память?

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации . Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память?

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет , который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину , которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы . Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня : вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов . На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

25 упражнений для развития и тренировки памяти

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать все, что запомнили цветными карандашами или цветными ручками.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые три строчки и попробуйте запомнить их. Затем запомните и напишите вторые три строчки. Потом попробуйте запомнить и написать все шесть строчек вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 8

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 9

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 11

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите, сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 12

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали статуэтку.

Какая статуэтка большая, маленькая? Какого цвета статуэтка? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Какая у нее поверхность (гладкая, лакированная, ребристая, пыльная, потертая и так далее). Какое основание у статуэтки (квадратное, круглое, необычной формы)?

Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 13

Это упражнение сложнее выберите для описания следующий предмет, например ковер с рисунком.

Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили.

На ковре сложный рисунок, если не получилось запомнить весь попробуйте запомнить сначала какую-то часть ковра, потом возьмите кусочек для запоминания по-больше. Повторите упражнение. Затем попробуйте рассказать все, что на нем изображено.

Упражнение 14

Возьмите любые пять предметов. Это может быть кружка, ваза, тарелка, духи, статуэтка и так далее.

Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем накройте все эти предметы темным материалом и попробуйте рассказать то, что вы запомнили.

Если у вас получилось мало запомнить, повторите упражнение.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать.

Затем попробуйте добавлять по одному предмету и усложнять упражнение. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Упражнение 15

В этом упражнении вам надо описать какой-нибудь предмет по памяти.

Возьмите, например вазу, рассмотрите ее внимательно двадцать секунд. Отвернитесь от нее и попробуйте описать ее по памяти.

Вам надо описать все: форму, цвет, какой рисунок нарисован на этой вазе и так далее.

Затем повернитесь к вазе и посмотрите внимательно, что вы упустили и не рассказали.

Посмотрите еще раз на вазу и отвернитесь от нее. Попробуйте составить более полный рассказ о вазе.

Это упражнение вы можете сделать с другим предметом.

Упражнение 16

В упражнении 15 вы описывали вазу, отворачиваясь от нее. Теперь в упражнении 16 вам надо закрыть вазу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти.

Сравните ваш рисунок с оригиналом вазы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

Упражнение 17

Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день.

Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

Упражнение 18

Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

Возьмите книгу с яркими картинками.

Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили. Повторите упражнение.

Для такого упражнения подойдет, например картина. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

Упражнение 19

В этом упражнении вам надо взять любые 5-7 предметов. Не рассматривайте их, положите на стол и закройте темным материалом.

Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и одновременно запоминайте эти предметы, снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы.

Повторите упражнение, с каждым разом вы будете запоминать все больше и больше.

Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 потом 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

Упражнение 20

Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся.

Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

Упражнение 21

Это упражнение поможет вам запомнить важное.Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

Представьте себе движущийся мотоцикл.

Он мчится и издает, какие-то звуки, какие они придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

Упражнение 22

Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации.

Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

Упражнение 23

Придумайте себе какой-нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути.

Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет. Запоминая яркие события, вы запомните и то, что рядом с ними находится.

Упражнение 24

В этом упражнении даны три столбика слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик.

Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

Затем прочитайте и запомните слова второго столбика. Закройте слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

После второго столбика прочитайте слова третьего столбика и попробуйте их запомнить. Закройте слова и напишите их в алфавитном порядке.

После того как вы запомнили все три столбика, посмотрите на слова еще раз, закройте их и напишите все слова трех столбиков в алфавитном порядке.

Упражнение 25

Посмотрите на следующую пирамиду цифр. Здесь шесть строчек. В каждой следующей строчке добавляется еще две цифры. Посмотрите сначала первые три строчки, они не большие, закройте пирамиду и попробуйте рассказать или написать то, что вы запомнили.

После того как вы написали или рассказали первые три строчки добавьте еще одну четвертую строчку, затем пятую и потом шестую строчку.

Получилось у вас написать в правильном порядке цифры?

Теперь вы это же упражнение попробуйте рассказать в обратном порядке снизу вверх. Посмотрите сначала нижнюю строчку закройте ее и расскажите, затем добавляйте по одной строчке вверх.

Заключение

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Память обладает свойствами, которые делают из человека индивидуальную личность. Ею обладают не только люди, но и животные. Человеческая память настолько совершенна, что её развитие не стоит на месте. У каждого человека объём хранения информации разный. Связано это с определённой степенью развития памяти. Но не стоит расстраиваться тем, у кого с этим проблемы. Существуют различные упражнения по улучшению своих способностей.

История Романа о развитии своей памяти

Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.

После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.

Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.

Чем помогает человеку в жизни развитая долговременная память

В наше время развитая память – залог успешной карьеры. Но, к сожалению, человек любого возраста может начать испытывать сбои, которые влияют на другие способности человека.

Все привыкли думать, что запоминать большую информацию нет необходимости. Телефонный номера хранятся в мобильнике, адрес – в справочнике, важную информацию можно просто записать в ежедневник. Решение проблемы о плохом запоминании решились сами собой. Люди полагают, что развитие памяти приведёт к превращению головы в диктофон. Однако это ошибочное мнение.

Хорошо развитая память – это комплексная работа воображения, мышления, внимания и многого другого.

Развивая свои способности, человек улучшает такие качества, как:

  1. Мышление. Данная способность необходима для связывания воспринимаемых образов в логические цепочки для простоты запоминания. Таким образом, одновременно идёт развитие ассоциативного мышления. Ассоциации способствуют быстрому сохранению информации в отделах головного мозга. Тем самым человек, производя мыслительную деятельность, не тратит много времени и энергии на решение какой-либо проблемы.
  2. Внимание. За счёт улучшения внимания человек способен быть более сосредоточенным, собранным. Ему становится проще сконцентрироваться на определённой задаче. Также в жизни появляется организованность.
  3. Воображение и творческая деятельность. За счет креативных способностей человеку легче придумывать ассоциации и находить нестандартные решения сложных проблем. Так трудные задачи получают простые ответы.
  4. Защита мозга от возрастных изменений. Каждый знает, что если вести малоподвижный образ жизни, тело станет вялым, дряблым. Появятся проблемы со здоровьем. То же самое происходит и с мозгом. Если не заниматься мыслительной деятельностью, отдельные части мозга начинают отмирать за ненадобностью. У человека появляется забывчивость, проблемы с мышлением и т.д. Если занимать мозг различными задачами, то этого можно избежать. Хорошим примером будут математические задачи, кроссворды, ребусы. Также поддерживать мозговую деятельность помогут специальные упражнения по развитию памяти.

Из всего вышесказанного следует отметить, что способность воспринимать и сохранять материал связывает все важные способности человека.

Что плохого в неразвитой способности запоминать

Уже далеко не секрет, что если не развиваться умственно, то человек столкнётся с массой проблем:

  • провалы в памяти;
  • плохая восприимчивость происходящего;
  • забывчивость;
  • рассеянность;
  • повышенная утомляемость;
  • нервозность;
  • головные боли;
  • неспособность чётко излагать свои мысли и т.д.

Помимо нежелания самого человека развивать свои способности, причиной данных проблем может быть заболевание или полученные травмы головы. Поэтому перед тем, как развивать долговременную память у взрослого или ребёнка не лишней будет консультация у врача.

Как самостоятельно развить долговременную память

Для улучшения своих способностей есть ряд упражнений. Выполняя их, результат не заставит себя ждать. Как развить долговременную память Вам расскажут следующие пункты:


Для развития долговременной памяти не требуется каких-то усилий. Главное ежедневно выполнять эти простые упражнения и Вам больше не придётся в нужный момент стоять и мучительно вспоминать важную информацию.

Заключение

Этот список лишь малая часть всего многообразия тренировок для того, как развить долгосрочную память. Главным моментов в тренировках является их регулярность и правильность выполнения. Одна тренировка займёт не более 10-15 минут. Поэтому не ленитесь и вперёд развивать свои способности.

Человек без воспоминаний - человек без прошлого. Не зря одним из самых сильных ходов при создании телевизионных сериалов является сцена с амнезией - воспоминания играют для нас огромную роль, и проблемы с памятью могут серьезно отразиться на качестве жизни. Забытое название таблеток, и как итог неправильное лечение, водитель, запамятовавший провести техосмотр автомобиля - лучше не доходить до такого состояния, а раз и навсегда решить для себя задачу, как улучшить память.

Следим за питанием

Люди полагают, что только возрастные особенности и отсутствие упражнений приводят к тому, что у них появляется плохая память. Что делать, если, мол, все мы не молодеем?
Огромную роль в вопросе улучшения памяти и повышении внимания играет питание.

Разнообразный стол с большим количеством свежих овощей и фруктов, богатой жирными кислотами рыбы, каш, с добавлением в рацион растительных масел, орехов и семечек способствует не только нормализации веса, но также решает вопрос, как улучшить память и внимание.

Чрезмерное потребление животных жиров, тяжелых соусов, фастфуда, сладостей и выпечки в то же время является одной из причин проблем с памятью.

Три важных слова на «С»

Проблемы с памятью преследуют тех, кто уделяет мало времени сну, круглосуточно работает, не позволяя себе оторваться от экрана компьютера. За снижением общего качества жизни постепенно приходит следующая проблема - неспособность запомнить важную информацию, и вот уже человек начинает страдать от забывчивости не только дома, но и на работе.

Причины кроются в так называемой триаде С - сон, спорт, стресс.
Недостаток активности либо крайняя нерегулярность занятий спортом ведет к ухудшению кровоснабжения внутренних органов, в том числе мозга. Сидячий образ жизни способствует различным болезням опорно-двигательного аппарата, все это отражается на нервной системе, и как итог начинаются проблемы с памятью.

Еще один важный момент, который следует учитывать, пытаясь решить задачу «как улучшить память» - проанализируйте, достаточно ли вы спите. Именно хронический недосып ведет к непроизвольному снижению способности концентрировать внимание. И спать надо в комфорте, в домашних условиях, а не урывками в транспорте.

Третий момент - минимизация стресс-факторов. Улучшение нашей памяти напрямую зависит от психического состояния. Раздражение, усталость, бессонница отнюдь не способствуют повышению внимательности, в то время как активный выспавшийся человек решит большую часть проблем уже благодаря своему спокойному состоянию.

Концентрация внимания

Иногда проблема нашей памяти связана с неспособностью удержать внимание, и для ее решения достаточно повысить способность к концентрации.

Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:

  1. При чтении газет или журналов выделяйте ручкой или маркером буквы, объединенные по общему признаку, например, задвоенные, стоящие рядом в слове, или одинаковые, но расположенные поодаль друг от друга;
  2. Когда вы едете в автомобиле в качестве пассажира, дайте себе задание замечать проезжающие мимо автомобили, имеющие между собой что-то общее: только синие иномарки, только те, в номерах которых есть цифра 6, или лишь те, за рулем в которых сидят женщины.

Эти упражнения не обязательно решат проблемы, связанные с памятью, так как перед вами не будет поставлена задача запоминать найденные признаки, но вы избавитесь от рассеянности, с которой часто связан дефицит внимания.

Превращаемся в амбидекстра

Как улучшить память и внимание человеку, который высыпается, занимается спортом и не нервничает попусту, но все равно регулярно что-то забывает? Возможно, все дело в преобладающем влиянии одного из полушарий мозга.

Амбидекстр - человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое.

Амбидекстрия бывает врожденной, когда у человека изначально одинаково развиты правое и левое полушария мозга, и приобретенной.
Для улучшения памяти используется способ периодической смены рабочей руки. Это позволяет «включить» менее используемое и, значит, менее развитое полушарие мозга, простимулировать его работу, это в итоге способствует значительному улучшению памяти.

Методы для упрощения запоминания

«Я хорошо запоминаю лица, но постоянно забываю имена!» - иногда жалуются люди.
Проблема памяти на отдельные категории информации весьма распространена. У кого-то лучше работает визуальная память, у кого-то - слуховая, для некоторых вспомнить телефонный номер - задача не из легких.

  • Визуальный: чтобы не забыть имя или название, свяжите для себя эти слова с какими-то зрительными образами, например, фирму «Цветочный уголок» представьте как мягкий кухонный уголок, на котором стоят вазы с цветами.
  • Раскладывание по местам: отправляясь за покупками, мысленно придумайте куда именно вы положите каждое наименование (батон хлеба - в правый карман, лимоны - в нагрудный, шоколад - под шапку). Абсурдность только поможет вспомнить список покупок.
  • Разбивка по ассоциациям: запоминая цифровые значения, разбивайте их на удобные кусочки, каждый связывайте с цифрой, которую нельзя забыть, к примеру, код 335311 - 33 (возраст Христа), 53 (последние цифры даты рождения мамы), 11 (барабанные палочки).

Изучение иностранных языков

Ученые с помощью ряда экспериментов доказали, что изучение иностранных языков способствует улучшению памяти, ведь мы вынуждены постоянно держать в голове множество новой информации, правил, зазубривать исключения и использовать возможности мозга по максимуму.

Разговаривая на другом языке, мы даже не замечаем, как много работы в это время происходит в нашей голове: мы вспоминаем слово на родном языке, потом подыскиваем аналог на иностранном, а услышав ответ, вынуждены производить обратную процедуру.

Для лингвистов проблемы с памятью - не проблемы вовсе, они вынуждены ее постоянно, для всех остальных даже изучение основ языка в домашних условиях простимулирует память.

Дополнительные «якоря»

Индейцы Северной Америки для запоминания важных событий пользовались таким методом: как только происходило то, что они хотели навсегда запечатлеть в памяти, они доставали и откупоривали один из мешочков с ароматической смесью. И с того момента всякий раз, вдыхая этот запах, они в деталях вспоминали событие.

Как улучшить память, если мы не носим с собой такие мешочки? Устанавливать ассоциативную связь, используя другие органы чувств: осязание, вкус, зрение. Прикоснитесь к ткани, чтобы запомнить, как она ощущается под руками, и это поможет запомнить цвет; отправьте в рот лимонную карамельку, познакомившись с человеком, и вы вспомните его имя, снова ощутив этот вкус на языке.

  • Повторение - лучшее упражнение
  1. Второй раз перечитайте текст сразу после первого прочтения;
  2. Сделайте это снова через полчаса;
  3. Следующее прочтение надо повторить через 8 часов;
  4. Через сутки снова прочтите материал.

Такие упражнения для долговременного улучшения памяти желательно повторить через две недели, и последний раз - через два месяца.

  • Мозг запоминает то, над чем работает

Как улучшить память быстро и без длительных затрат времени? Возможно, ее не нужно улучшать, проблема может крыться в привычке бездумно зазубривать информацию вместо ее осмысления.

Человеческий мозг устроен таким образом, что затвердить бессмысленный с его точки зрения порядок слов без понимания, что именно стоит за этими словами, ему трудно. В случае же, когда мы понимаем о чем текст, нам достаточно просто осознать суть вопроса, а остальное всплывет в голове самостоятельно.

Привычка сперва понять, а потом запоминать дает отличные шансы на значительное улучшение памяти, повышая и внимание.

  • Проговаривание вслух

В качестве хорошего упражнения для улучшения памяти можно применить метод проговаривания читаемого материала вслух. Это позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, что повышает шансы на запоминание и в целом способствует улучшению памяти.

Как быстро улучшить память, если простое проговаривание не помогает? Попробуйте спеть то, что пытаетесь запомнить. Пойте текст на мотив известного хита или придумайте свою мелодию, использовав феномен песни, которую невозможно выбросить из головы.

  • Восстановление данных

В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе великий сыщик спросил ассистента, сколько ступеней на лестнице, которую он преодолевает каждый день, и доктор Уотсон не смог дать ответ.

Зачастую мы не замечаем самых очевидных многократно повторяющихся фактов и цифр, и в качестве еще одного упражнения для улучшения памяти следует использовать метод восстановления событий прошлого.

На работе выдалась свободная минута? Закройте глаза и попытайтесь восстановить облик коллеги, которого встречали вчера в коридоре. Вспоминайте во что он был одет, что сказал, какое у него было выражение лица. Этот способ отлично подходит тем, кто имеет проблемы с памятью визуальной, не удерживает в голове лица, хотя не склонен забывать имена.

С помощью этого же упражнения для улучшения памяти можно научиться запоминать последовательность событий - через несколько дней после похода в кинотеатр постарайтесь в деталях восстановить сколько человек было в зале, что вы ели и пили, то же самое делайте после визитов в музей или ресторан. И вскоре вы заметите, что проблемы с памятью начали отступать.

Пять мелочей

Основная проблема памяти - не схватить картину, а воссоздать ее, и именно эту способность надо оттачивать.

Проблему «как быстро улучшить память» помогает разрешить ежедневная тренировка под названием «пять мелочей». Ее можно повторять на работе, дома и даже в дороге.

  • На первом этапе выложите перед собой на стол пять разных предметов, пару секунд посмотрите на них, закройте глаза и постарайтесь в деталях вспомнить, что именно лежит перед вами, какого оно цвета, формы и т. д.
  • На втором этапе усложните себе задачу, пытаясь вспомнить пять предметов, которые вы только что видели на столе у коллеги или в вагоне метро.
  • Третья ступень, способствующая значительному улучшению памяти - увеличьте количество запоминаемых предметов и время, прошедшее с момента, когда вы перестали на них смотреть. Вспоминайте, что именно и в каком порядке лежит в правом нижнем ящике вашего рабочего стола, перед возвращением с обеденного перерыва; мысленно нарисуйте картину содержимого верхней полки кухонного шкафа по дороге с работы домой.

Головоломки и пазлы

Детские игрушки способны улучшить нашу память!
Собирая пазлы и разгадывая головоломки, мы заставляем мозг напрягаться, работать, стимулируем продуцировать новые нейронные связи.
Чтобы усложнить задачу, поставьте таймер и решайте логические задачи на время, и вы заметите, что чем дальше, тем быстрее вы находите ответ.

Основная проблема памяти зачастую кроется не в неспособности человека к запоминанию, а в том, что мы сами доводим себя до состояния, когда мозг не может нормально функционировать, нейронные связи истощаются и рвутся, и в дальнейшем для восстановления способности к запоминанию может потребоваться медикаментозное лечение. Для поиска ответа на вопрос «как улучшить память и внимание» стоит уделить время не только упражнениям, но также самосовершенствованию и улучшению качества своей жизни в целом.

Каждый человек желает обладать развитым интеллектом, для одних это возможность добиться хороших результатов в профессиональной сфере, для других — саморазвитие. Каждый преследует свои цели, но общий знаменатель у всех один, чтобы добиться хороших интеллектуальных способностей, следует немаловажную роль уделить развитию памяти.

Кратковременная и долговременная память

По сроку хранения информации память делят на:

  • кратковременную;
  • долговременную.

Последняя не может быть хорошо развита без первой. Память в целом можно сравнить с устройством хранения информации на компьютере. Кратковременную и долговременную память можно сравнить с двумя дисками. На одном помещается немного информации и за ненадобностью, она автоматически удаляется спустя сутки — это кратковременная память. Второй «диск» имеет значительно больший объем и в него перемещается информация с маленького накопителя и храниться она здесь уже годами, так можно охарактеризовать долговременную память. Соответственно они зависимы. Если информация нужная и к её использованию, человек систематически возвращается, она будет храниться, если же нет, тогда просто уничтожается как мусор, освобождая место новым данным.

Но вот, ведь незадача, часто бывает такое, что информация нужная, но мозг ее никак не может переместить на большой «диск» и сохранить там. Причиной тому является недостаточно развитая кратковременная память. Поэтому, чтобы разобраться, как развить долговременную память, изначально следует улучшить работу кратковременной.

Мнемотехника

Учёные придумали на сегодняшний лучший метод того, как улучшить кратковременную память — это мнемотехника. Методика заключается на создании образов в подсознании, позволяющих запомнить нужную информацию. Уникальность мнемотехники в том, что с её помощью можно развить внимание не только у детей, но и уже сформировавшихся взрослых личностей.

Вся поступающая в мозг информация превращается в ассоциацию. То есть в основе техники лежит образ предмета или чего-либо другого, что нужно запомнить. Например, трюк «протыкание» он довольно успешно практикуется в книгах по мнемотехнике. Суть лежит в следующем, представим вам нужно запомнить список вещей, которых нужно приобрести. Пусть это будет 8 предметов:


Как правило, из всех предметов, в среднем запоминаются 5-6, но даже если вам удалось поместить у себя в памяти все 8 вещей, скорее всего через 5 минут вы о них уже забудете. Что делает метод «протыкание»? Они рисует образы изображений, которые нужно купить, только соединяя их между собой. Например, представьте, что зубная щетка торчит в туалетной бумаге, а бритвенный станок лежит сверху неё. Или кефир пролился на стол и его нужно вытереть губкой и т.д.

Казалось бы парадоксально, но создание в своем воображении таких необычных картинок, с предметами, названия которых следует запомнить позволяет не забыть про этот список в течение нескольких дней точно. Вот собственно и весь принцип мнемотехники. Чем лучше будет развито воображение, тем легче будут приходить образы, а значит и возможность улучшить свою память, вот такая взаимосвязанная методика.

Так как мнемотехника стала настолько популярной, с каждым годом появляется все больше авторов, которые описывают эту методику в своих книгах.

«Суперпамять» Тони Бьюзен

Эту книгу можно сравнить с букварем первоклассника, только в области психологии. Без преувеличения, эта книга даёт очень важные азы в освоении мнемотехники, особенно новичкам в этом деле.

Преимущества книги гуру психологии Тони Бьюзена заключается в том, что информация подана настолько просто, в ней описаны важные вещи, но всё это так, что позволяет любому, даже совсем ничего не понимающему человеку в психологии разобрать все по полочкам. Книга содержит ряд систем по мнемотехнике, позволяющих научиться, с лёгкостью запоминать числа, стихотворения, иностранные слова и даже сны.

«Как развить суперпамять» Доминик О’Брайеном

Книга написана восьмикратным чемпионом по запоминанию! Материал, изложенный в книге, настолько увлекает и полностью поглощает внимание читателя, что невозможно оторваться. Всё дело в том, что книга состоит не только из теории и практических занятий, но и содержит массу интересных фактов о жизни автора, о его соревнованиях и победах. Доминик раскрывает секреты собственного умения запоминать огромное количество информации, делится идеями и хитростями по освоению мнемотехники, а именно, метода «путешествий», которым пользуется сам.

«Эйнштейн гуляет по луне» Джошуа Фоер

Креативная подача информации в книги, увлекает нереально. Это история простого парня Джошуа Фоера,
которому было суждено познакомиться с гуру памяти — Эдом Куком. Эта встреча перевернула всю его жизнь, после неё, Джошуа решил подготовиться к чемпионату по памяти в США и, какое же было всеобщее удивление, когда он его выиграл!

Также книга наполнена интервью со звездами мнемоники, журналистскими исследованиями и многими другими интересными фактами.

«Развитие памяти по методике спецслужб» Денис Букин

Книга, написанная нашим соотечественником, разделена на три части, каждая из которых доносит до читателя нужных блок информации:

  • первая часть описывает теорию по мнемотехники, но подана она не скучно, а довольно «вкусно», позволяя включить все свое воображение;
  • второй раздел наполнен интерактивными упражнениями по мнемотехнике, позволяющими развить не только память, но и внимание, а также мышление;
  • третий раздел является «изюминкой» книги. Это детективная история агента КГБ, рассказывающая о том, как ему удалось раскрыть свое первое дело при помощи суперспособностей феноменальной памяти.

«Феноменальная память» Станислав Матвеев

Еще один отечественный автор, практикующий мнемоник и автор курсов по развитию памяти. Свою книгу он написал достаочно лаконично, поместив в неё всю нужную информацию без излишков. Автор расписывает методики, позволяющие запоминать числа, карты, слова. В пособнике присутствуют интересные интервью с другими специалистами в этой области. Также Станислав научит вас определять, на какой день недели приходится то или иное число без использования календаря.

Каждый из этих авторов не обладал суперспособностями с рождения, их феноменальная память — это результат кропотливой работы над собой. Их истории ещё раз доказывают тот факт, что каждому даны неограниченные возможности памяти и здесь уже возникает выбор развивать их или использовать лишь малую часть от возможностей своего мозга. Мнемотехника позволяет добиться ошеломляющих результатов в области развития внимания и мышления. Не откладывайте на потом прочтение по праву великих, полезных и интересных книг и спешите удивить своих знакомых своими способностями!

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Память и воспоминания