Как изменить отношение к работе, чтобы быстрее сделать карьеру. Отношение к работе

Случается, что надо это сделать. Скажем, если руководство компании хочет создать некую ударную группу, которая будет работать над новым проектом. Причем работать без постоянного контроля и без периодических стимулирующих бесед. А значит, нужно выявить и включить в группу именно таких сознательных сотрудников, которые добросовестны, относятся к работе неформально.

Конечно, есть сложные тесты, с помощью которых можно выявить таких работников. Если проявить перфекционизм, то можно организовать и целое психометрическое тестирование – было бы чем заплатить специалистам, которых придется приглашать со стороны. Но в жизни часто все не так, как хочется. Бывает, что нужно просто и быстро выполнить задачу. Я хочу предложить Вам несколько простых способов оценить добросовестность и сознательность сотрудников. Без сложных тестов и психометрии.

Пусть руководитель отдела в 16:00 поставит задачу, которую надо срочно выполнить. Кто готов задержаться?

Разумеется, у сотрудников может быть реальная причина, по которой они не могут задержаться в данный момент. Скажем, нужно идти в театр, так как билет был куплен заранее, либо забрать ребенка из детского сада, принести лекарства больному родственнику. Если это так, не осуждайте человека и не записывайте его автоматически в черный список недобросовестных кадров.

Следите за тем, как именно реагирует каждый из сотрудников на срочную и неотложную задачу, как ведет себя и что говорит. Если у человека действительно есть неотложные дела, запланированные давно, он скорее всего скажет об этом искренне и сразу же, как только услышит о срочной задаче. Если же станет говорить об этом сбивчиво и неуверенно либо, напротив, как заученную фразу, не исключено, что сотрудник выдумал неотложные личные дела на ходу (заодно проверите, насколько сильно он склонен лгать; а как выявить лжеца с помощью профайлинга – об этом мы рассказали в № 6, 2012 нашего журнала, статья «Кто из сотрудников лжет, подделывает документы и ворует? Чтобы выявлять это, применяйте профайлинг. Обучите подчиненных» http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=287959). Вряд ли такой кадр радеет за дело. Более вероятно, что он считает работу неизбежной неприятной повинностью, с которой надо мириться.

Если же работник, к примеру, начинает задавать уточняющие вопросы о том, что конкретно и как нужно сделать, это хороший знак. Человек внутренне уже готов к тому, чтобы работать сверхурочно, осознал задачу и смирился с тем, что придется задержаться. И когда он согласится это сделать, Вы можете считать его добросовестным сотрудником.

Озвучить подчиненному задачи, попросить составить план работы, а потом объяснить, почему план такой

Пусть начальник расспросит сотрудника, почему он расположил задачи в определенной последовательности, чем руководствовался, когда составлял план. Если в доводах человека преобладают личные мотивы («Это мне удобнее делать в январе, так как в этом месяце я не смогу задерживаться и решать сложные задачи»), а не интересы дела, вряд ли человек добросовестный.

Трудолюбив ли сотрудник?

Это отлично знает руководитель, который давно работает с сотрудниками. Никаких тестов не надо. Как правило, трудолюбие и добросовестность – качества, неразрывно связанные. Кто любит и умеет работать, чаще всего и радеет за дело.

Попросите сотрудника рассказать, в чем его личный вклад в общее дело

Это косвенным образом и в некоторой степени может свидетельствовать о том, как относится человек к работе. Если он уверенно и четко говорит о своих задачах и значении своей работы, скорее всего, он ответственно подходит к выполнению своих обязанностей, добросовестно трудится. Если человек не в состоянии внятно оценить свое место в работе отдела или компании в целом, можно допустить, что он формально подходит к выполнению своих обязанностей, не вникает в нюансы и делает то, что ему скажут, не обдумывая задачу.

Поговорить с сотрудником о том, как он выполнял работу. Не обсуждайте результат!

В ходе беседы Виктория ГОЛОВАНЕВСКАЯ, бизнес-тренер, консультант компании Katarsis Business Group, кандидат психологических наук, советует обращать внимание на то, на чем делает акценты сотрудник. Предположим, сталрасписывать, как много усилий он прилагал, чтобы преодолеть возникшие сложности. Не принимайте это сразу за чистую монету и не включайте работника в список добросовестных и сознательных. Не исключено, что человек просто приукрашивает свою роль. А вот если он анализирует процессы, указывает на ошибки и рассказывает, как их исправлял, постоянно упоминает о тонкостях и нюансах(и они не могут быть известны тем, кто не очень ответственно и сознательно относился к работе), значит, велика вероятность, что он подходит к служебным задачам неформально.

Предложите людям оценить работу друг друга

Скажем, проверить, как составлена документация, как выточена деталь. Как именно люди оценят работу коллег, не важно. Важно другое: с каким настроением они начнут выполнять задание. Ведь это, по сути, дополнительная работа. И если сотрудник неохотно исполняет задание, скорее всего, он недоволен, что трудится сверх нормы. Обязательно наблюдайте за тем, насколько тщательно сотрудник проверит работу коллеги. Если тщательно, это хорошо. Вероятно, человек серьезно подходит к поручениям руководителя и трудолюбив.

На всякий случай: четко определите, что Вы понимаете под добросовестностью

От этого зависит, то ли Вы выявляете и оцениваете, что нужно, корректной ли будет оценка. Как заметила Светлана КРУГЛОВА, старший HR-менеджер по управлению персоналом PwC, есть как минимум три варианта толкования добросовестности. Одни руководители понимают под этим дисциплинированность, другие – инициативность и позитивное отношение к работе, третьи – выполнение и перевыполнение плана. И каждый по-своему прав. Например, в компаниях, где практикуется надомная (удаленная) работа, добросовестным часто называют сотрудника, который выполняет или даже перевыполняет план. В других компаниях ситуация может быть другой.

Некоторые эксперты уверяют, что существует 5 моделей отношения человека к работе, и если определить, какая модель близка конкретным людям, то можно создать такие условия, в которых они будут демонстрировать добросовестность. Загвоздка лишь в том, что не всякая компания готова создавать условия, подходящие для той или иной модели. Подробнее об этих моделях читайте в нашем журнале № 1, 2014 (статья «Нужны сотрудники, которые относятся к работе добросовестно. Даже без постоянного контроля. Как выявить именно таких?» http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=326201).

Развитие бизнеса похоже на воспитание ребёнка. Вы растите его, заботитесь, отдаёте всё своё время. Если вам нужно ненадолго отлучиться, просите присмотреть за чадом знакомого, которому доверяете. Знакомый проследит, чтобы ребёнок не расшиб себе лоб, но ждать, что он заменит вас во всём, будет читать книжки или играть в развивающие игры, наивно. То же самое в бизнесе. Сотрудники или даже младшие партнёры относятся к работе иначе, чем владелец компании. И это нормально.

Вы можете требовать от подчинённых работать с таким же энтузиазмом, как у вас, пока компания маленькая. Когда бизнес начнёт расти, придётся перестроиться.

Или вы за всеми следите и контролируете, чтобы каждый работал столько же, сколько работаете вы (то есть 24 часа в сутки), или вы всё-таки себя пересиливаете и смиряетесь с тем, что люди хоть и делают меньше, чем вы, но всё же что-то делают.

В этот момент вы поймёте, что для расширения бизнеса вам придётся нанять 20 человек, которые будут делать тот же объём работы, что пять таких, как вы. Но это единственный выход. Просто потому что пяти таких, как вы, не найти. Если и удастся отыскать хотя бы одного, вы его вряд ли наймёте. Скорее всего, он тоже строит собственный бизнес.

Не все руководители могут принять то, что любой сотрудник - человек со своими интересами и ценностями. В особо запущенных случаях руководитель превращается в микроменеджера и начинает следить не только за тем, чтобы программисты писали код без багов, но и чтобы уборщицы тщательно вытирали пыль. Оказавшись под таким прессом, люди быстро «ломаются» и уходят. Остаются худшие - те, кто не работает, а просто тянет лямку.

Деньги - очевидный способ заставить людей работать больше и лучше. Но есть нюансы.

Я считаю, что все люди от природы ленивы. Но в разной степени. Иногда лень не перебить никакими деньгами. Купил себе человек дешёвенькую машину, квартиру в хрущёвке - и ничего ему больше не надо. Стимула зарабатывать больше у него нет.

Нужно искать тех, кто не лишён здоровой потребности в постоянном повышении уровня жизни. Такому сотруднику достаточно поставить ясные цели и предложить адекватное вознаграждение за их достижение. Именно таких людей я стараюсь брать в команду. Именно из таких работников получаются хорошие руководители.

Помимо денег персонал могут мотивировать задачи, которые перед собой ставит компания. Говорят, есть люди, которым всё равно, как зарабатывать, но я этого не понимаю.

В моей жизни был период полной нищеты. Когда я начинал строить бизнес, на себя денег не оставалось - платил только сотрудникам. Но даже если бы тогда мне предложили, к примеру, за большие деньги пойти на рынок торговать, я бы не пошёл - мне было интересно именно программирование.

Со временем я выработал для себя несколько критериев, которым должен отвечать толковый сотрудник.

Адекватное отношение к руководству

Нормальные сотрудники всегда с вами немного конфликтуют. Если сотрудник всегда смотрит вам в рот, искренне считает или делает вид, что «начальник всегда прав», с ним лучше побыстрее расстаться. Потому что в бизнесе нужны не верные слуги, а нормальные профессионалы, которые могут и поспорить с тобой, чтобы отстоять оптимальное для компании решение.

Любовь к своему делу

Речь опять же не о любви к начальству или к компании. Хорошему сотруднику нравятся его профессиональные обязанности, задачи, которые он решает. Я вышел из рядовых программистов и помню, что обычно работал больше восьми часов в день. Если в 17:30 находил какую-то ниточку к багу, сидел над задачей ещё два-три часа, пока шла масть. Чтобы так работать, нужно по-настоящему любить то, что вы делаете.

Понимание разницы между «быть» и «казаться»

Можно десять часов сидеть в офисе и плевать в потолок. Это будет просто имитация, публичная демонстрация своей «сверхзанятости». Другое дело, если человек задерживается сверхурочно с пользой для бизнеса, реально выкладывается, чтобы получить результат.

Владение ситуацией

Этим качеством должны обладать менеджеры. Хорошему начальнику можно позвонить в любое время, чтобы узнать, что происходит у него в отделе. Если он может описать ситуацию с задержкой на день, это нормально. Если у него возникает желание узнать, чем заняты подчинённые, только после вопроса руководства - значит, есть проблемы.

Не утверждаю, что мне удалось описать идеального сотрудника. Есть, наверно, и другие важные качества, но эти - самые важные. Умение походить на владельца компании, работать так же и столько же, сколько он, в их число не входит точно. Просто потому что таких людей нет в природе.

Заключение ответственного руководителя практики о работе студента(технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)

Примеры характеристик студента с места практики

За время прохождения производственной практики в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж искусств» студентка _________________ проявила себя дисциплинированной, стремящейся к получению знаний, навыков и умений, необходимых в данной области управления. Основной задачей её практической работы стало ознакомление с основными аспектами работы отдела кадров колледжа. Под руководством опытного специалиста, начальника отделов кадров колледжа изучала основные законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб.

Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».

Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.

За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.

В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.

В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.

В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.

Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.

По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.

Стандартная характеристика содержит следующие сведения:

1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.

2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.

3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.

4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.

5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.

Пример характеристики на сотрудника

ХАРАКТЕРИСТИКА

На маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича

Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.

Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.

Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».

За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».

В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.

Характеристика выдана для представления по месту требования.


Андреев

А. А. Андреев

Дата, печать
Пример характеристики на студента

ХАРАКТЕРИСТИКА

Иванова Николая Евгеньевича
1985 года рождения, украинца, образование высшее

Иванов Н.Е. - выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».

Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.

Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».

Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.

Декан инженерно-экономического факультета
Сидорова

Л. К. Сидорова

Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать

Пример характеристики на студента с места практики

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Название практики: преддипломная.

2. Место прохождения практики:
ООО «ДаунТаун»,
г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
тел. (044) ___ __ __

3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.

4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».

5. Время прохождения практики:
Прибыл ______________
Убыл ________________

Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Музафаров

С. Г. Музафаров

Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.

Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о преддипломной или производственной практики. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Но, как правило, руководитель доверяет студенту написать на себя характеристику самостоятельно. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению.
Что пишут в характеристике на студента?

Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
Эта информация должна быть юридически достоверна.

Информация о сроках прохождения практики
Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).

Описание должностных обязанностей студента
Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.

Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
Оценка выполненной студентом работы
Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.

Характеристика профессиональных качеств студента
Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.

Оценка личных качеств практиканта
Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.

Итоговая оценка
Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично".

Печать, дата, подпись руководителя
Подпись должна быть заверена в отделе кадров.

Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
Пример характеристики с места практики

Другие примеры смотрите ниже.

Характеристика

На студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11.

Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:

Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
Систематизация отчетной документации.
Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.

В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.

За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:

Составление проектных чертежей.
Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
Корректировка рабочих параметров производственных установок.

Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).

Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.

Главный инженер ФГУП "Электроавтоматика", доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.

Мы размышляли на тему уверенности в себе и будем развивать ее дальше. А сейчас предположим, что вас в первый раз в жизни приняли на работу.

ДЕЛАЯ ПРЫЖОК

Да, вы сможете! Вполне естественно ощущать беспокойство, когда вы только начинаете работать и все вам незнакомо. Например, большинство исполнителей очень нервничают перед выступлением. Но, чувствуя уверенность в себе и сознавая готовность хорошо выполнить порученное дело, вы должны помнить о людях, с которыми придется работать. Ведь" ваши отношения с коллегами по работе создают или, напротив, разрушают удовольствие, которое вы получаете от успешной работы.

Вам придется работать с совершенно разными людьми на разных уровнях: и с теми, кто по своему служебному положению ниже вас, и с теми, кто выше. Вам могут не все из них нравиться; им тоже, возможно, не понравитесь вы. Как вы собираетесь решать эту проблему?

ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ

У всех нас свое, отличное от других, отношение к работе; у всех различные подходы и различная реакция в разных ситуациях. По-разному мы относимся и реагируем на людей, с которыми работаем, и на клиентов нашей фирмы.

В этой главе рассмотрим некоторые из этих подходов, в том числе:

реакцию на критику,

ответственность,

верность,

уважение,

предвидение.

Но сначала расскажу историю, случившуюся в одном универсальном магазине. Посмотрим, - что вы думаете по этому поводу.

Прав ли покупатель?

Постоянная вот уже в течение нескольких лет покупательница приобрела подарок для своей матери - пару домашних тапочек. Ее обслуживала очень приятная и расторопная молодая продавщица. Они договорились, что, поскольку мать покупательницы полуинвалид и не в состоянии выходить из дому, можно будет вернуть купленный товар, если он не подойдет. Покупательница записала покупку на свой счет и получила квитанцию.

К сожалению, тапочки не подошли, и, что еще хуже, куда-то запропастилась квитанция. Покупательница вернулась в магазин. В отделе было очень тихо - ни покупателей, ни продавцов. Через некоторое время покупательница услышала какое-то движение в соседней комнате, где хранились товары. Терпеливо обождав несколько минут, она позвала, чтобы кто-нибудь вышел и обслужил ее. Появилась молодая женщина, посмотрела на покупательницу, но тут же опустила глаза, занявшись разборкой коробок. Наконец она ответила в очень снисходительной манере.

К этому времени покупательница почувствовала раздражение, но тем не менее, объяснив ситуацию, извинилась за утерю квитанции. Продавщица попросила подождать, чтобы проконсультироваться с заведующей. Беседа велась на расстоянии, доступном для слуха не только покупательницы, но и всех находившихся в зале. Совершенно отчетливо прозвучало: «Она, кажется, не понимает, что мы ничего не можем без квитанции». Уже скорее п ярости, чем в замешательстве, покупательница вмешалась в разговор, заявив, что у нее все в порядке со способностью понимать; она лишь хочет знать, смогут ли они что-либо сделать или нет. Покупательница явно негодовала.

Потратив на этот эпизод около часа, покупательница ушла, попросив заведующую решить этот вопрос. Через некоторое время вернувшись в отдел, покупательница обнаружила ту приятную и расторопную продавщицу, которая обслуживала ее в первый раз. Продавщица объяснила, что покупку удалось проследить и без квитанции и что соответствующая сумма зачислена на счет покупательницы. Высокомерной продавщицы не было видно. Покупательница попросила позвать заведующую и поблагодарила ее. Покупательница также выразила свое мнение об обеих продавщицах и особо отметила прекрасное обслуживание той, которая ей помогла. Заведующая ответила, что «они» рады, что смогли помочь.

Чтобы дать более ясное представление о продавщицах, скажу, что вторая была хотя и довольно полная, но хорошо одетая и внешне симпатичная; первая же - и худощавая, и с приятными чертами лица, но с плохой осанкой. Вид у нее был опрятный, но она явно не очень следила за собой. Через десять дней покупательница снова пришла в этот магазин. Обувной отдел она обошла стороной, чувствуя какую-то неловкость, хотя

обычно всегда в него заглядывала: удовольствие от посещения магазина в целом было испорчено, к счастью, ненадолго. Репутация фирмы оказалась под сомнением.

РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ

Что такое критика и в силах ли мы ее выдержать?

Конструктивная критика бывает полезной, и за нее надо только благодарить, особенно если она преподносится в тактичной форме. Грубую негативную критику воспринять тяжелее, ее результаты могут быть разрушительными.

Эмоциональное «прикрытие»

Мужчины зачастую уклоняются от продвижения по службе женщин, поскольку боятся, что многие из них, если их серьезно покритиковать, начнут плакать (некоторые женщины используют слезы как средство достижения цели, но слезам не место в рабочей обстановке). Многим из нас хорошо знакомо чувство обиды, вызванное ситуацией на работе. В подобном случае только один выход: если вы действительно расстроены, не торопясь выйдите из-за своего стола, медленно и спокойно пройдите в ближайший туалет; там, закрывшись на некоторое время,; хорошенько поплачьте и приведите в порядок свои эмоции. Неплохо еще подправить косметику на лице, а также несколько раз глубоко вздохнуть, чтобы восстановить самообладание и вернуться в полной готовности справиться с ситуацией. Постарайтесь без суеты продолжить свою работу. Не поддавайтесь соблазну рассказывать подряд каждому о случившемся со своей точки зрения. Вряд ли кому приятно видеть унылую, хныкающую от жалости к себе самой девицу. И уж, конечно, не ее начальнику - это заставит его нервничать, а у него и без того масса проблем.

Столь же плохо чувствуют себя и мужчины, которых критикуют, особенно если это делают женщины. Мужчинам тоже не помешает потратить некоторое время, чтобы «остыть», и точно так же остерегаться разглашения конфликта.

Считайте это плюсом

Почему бы не попытаться использовать критику себе во благо? Это означает действовать в соответствии с замечаниями на пользу дела и, сжав зубы, осознать свои ошибки, которые поставили вас в уязвимое положение. Постарайтесь впредь избегать подобных ситуаций, тщательно обдумывая свои поступки или слова.

Следуйте по крайней мере трем советам.

Признайте без колебаний, что вы не правы, если это так на самом деле.

Щадите самолюбие других, когда вы сами их критикуете.

Будьте доброжелательны!

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Как вы относитесь к ответственности и готовы ли думать о чем-то, что не затрагивает вас лично? Можете ли вы вести себя вопреки позиции «моя хата с краю»?

Обязательства

Ответственность подразумевает определенные обязательства. Даже если работа вам не нравится, вы ведь согласились ее выполнять и должны нести за нес ответственность. В конце концов вы обязательно чему-нибудь научитесь, пусть это будет просто самодисциплина в стремлении сделать

все, на что вы способны в сложных обстоятельствах. Если повезет, ваши старания не останутся незамеченными и, возможно, вам предложат что-то другое.

Проверяйте самих себя

Однако, предположим, вам нравится ваша работа, например, секретаря. Одна из ваших основных обязанностей - тщательная проверка выполненного задания; вы должны внимательно прочитать напечатанное. Не ждите, пока вам сделают замечание: это не прибавит вам уверенности в себе, а вашему начальнику - терпения. Сегодня с современной техникой первоклассное умение проверить текст стало более важным, чем раньше. Не стоит на потом откладывать уточнение информации; все равно ее придется проверить.

Учитесь на ошибках

Ну а теперь я признаюсь в одной из моих собственных ошибок, совершенных в начале карьеры. Я пришла на работу совсем неопытной секретаршей, прямо из колледжа. Мне дали напечатать письма - шесть штук. Я страшно нервничала, но проверила напечатанное предельно тщательно - орфографию, расположение текста - все. Поскольку я была очень довольна первыми экземплярами, .мне так хотелось побыстрее отдать их на подпись, что я даже не взглянула на копии, считая, что они столь же хороши. Оказалось, что все копирки были вложены неправильно и на обороте каждого письма, над которыми я так трудилась, получилась прекрасная копия. Разумеется, ни одно из писем не могло быть подписано и отослано. Я была просто в отчаянии и до сегодняшнего дня дважды проверяю копирку или вообще пользуюсь моим лучшим помощником - ксероксом.

Быть «наготове»

Если вы будете с ответственностью относиться к работе, перед вами откроются многие двери. Например, в прошлом считалось удачей, если при повышении начальника его секретаря приглашали продолжить работу на новом месте в том же качестве: секретарь был как придаток! Сегодня же, если вы достаточно компетентны, вполне можете занять освободившийся пост. А почему бы и нет? Профессия секретаря вполне этому соответствует. Для молодых людей, способных брать на себя ответственность, существует много возможностей продвинуться - стать продавцом вместо помощника продавца, занять более высокий пост в библиотеке вместо ассистента и т.д. Так что не бойтесь брать на себя ответственность, если вам представится такая возможность.

Если вы всегда «наготове» для продвижения по службе, наверняка найдете способ наилучшим образом использовать свою подготовку.

Неважно, какую работу вы выбрали или какая работа выбрала вас; от вашей ответственности будет в большой степени зависеть успех или неудача. Если вы вступаете на свой рабочий путь с подходом «прошу меня не беспокоить», скорее всего вас и не побеспокоят, когда будет происходить что-то интересное, и особенно когда представится возможность повышения.

Недостаточная заинтересованность в деле

Обычно если служащие берут на себя определенные обязательства, они заботятся о чести фирмы. Они не боятся отвечать за что-либо на своем собственном уровне или советоваться с руководством. Но многим из нас. к сожалению, приходится сталкиваться с работниками, которые на вполне обоснованную жалобу ответят: «Нет, это не моя вина» или что-то в том же духе с выражением откровенной скуки на лице.

ОТНОШЕНИЕ К ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ДЕЛУ

Случай в одном из магазинов автомобильных принадлежностей - типичный пример незаинтересованного отношения к делу.

Молодой человек праздно взирал на полки с товаром, продавать который входило в его обязанности. Покупатель "взял два предмета и, прочитав инструкции, поставил их на полку по невнимательности не на то место. Молодой человек, не дрогнув ни единым мускулом, сказал: «Не могли бы вы их поставить туда, откуда взяли?» На что" покупатель бросил в ответ: «А вам-то что делать?»

Но прежде чем судить строго не заинтересованных в деле или разочаровавшихся в нем, давайте признаем, что существует множество семейных, социальных и психологических причин для равнодушия, особенно у молодых людей, только начинающих свой трудовой путь. Не всегда они воспитаны так, чтобы брать на себя ответственность. Им нужна помощь, а не осуждение.

Принятие решений

Заняв более высокий пост, мы сталкиваемся с необходимостью быстро принимать решение, иногда в ситуации, когда промедление может вызвать отрицательные последствия. Если в такой ситуации ответственность лежит именно на нас, мы полагаемся только на свой опыт, интуицию и мужество. Они помогут дать четкие и твердые указания подчиненным.

Однако, несмотря на возложенную на нас ответственность по принятию решения, нам нужны

нремя и возможности, чтобы тщательно подобрать необходимые факты перед тем, как принять решение. Кроме того, следует обладать соответствующими полномочиями. Рекомендуется записать нею важную информацию, чтобы иметь в своем распоряжении как можно больше подробных сведений, которые помогут рправиться с задачей. Это значит проанализировать все до мелочей во всех сферах, затрагиваемых данным вопросом. Человеческий фактор тоже стоит одним из первых в списке приоритетов, так как осуществление даже самого лучшего плана, если его не поддерживают заинтересованные лица, может оказаться невозможным. На этой стадии необходимо продумать нею «картину» будущих действий.

Приняв решение, важно его придерживаться и использовать свои полномочия по мере развития ситуации. Многие принимают верные решения, но теряют контроль над событиями в период ожидания.

И напротив, если факты/ситуация изменятся, необходимо быть достаточно гибким, чтобы соответствующим образом скорректировать свой образ мыслей и свои действия.

ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ

Встать на защиту

Сразу отметим, что подлинное чувство преданности вашей компании и вашему непосредственному руководству - это самое главное. Возьмем, к примеру, работу секретаря: как легко в разговоре, особенно в неофициальной обстановке, выдать какие-то конфиденциальные сведения. Но следует знать, что подобная информация тонко (а иногда и не столь уж тонко) выпытывается у сотрудников фирмы. Бывает, что следует подавить в себе желание покритиковать своего начальника (поче-

му бы тактично не изложить свою очку зрения непосредственно ему/ей?). Но в любом случае не стоит раскрывать какие-то индивидуальные свойства или мнение вашего руководителя: это может нанести большой вред. Напротив, если необходимо, вы должны встать на его/ее защиту.

Постоянная сдержанность

Другой аспект преданности - это ваши отношения с коллегами. Мы говорили о том, что не следует выдавать информацию о споем руководителе своим сотрудникам. И точно так же не стоит бегать к начальнику, чтобы посплетничать о сотрудниках, как бы ему/ей это ни нравилось.

Если в вашей сдержанности будут сомневаться, то вряд ли вам будут доверять. И что вы будете думать о себе самом?

Деловая игра

Посмотрим, что вы думаете о следующем инциденте; Старший менеджер (м-р X) вел переговоры с очень ценным поставщиком, но по деловым причинам откладывал заключение сделки с ведущим сотрудником данной фирмы (м-ром Y). В идеальном случае компанию м-ра X устроило бы подождать три месяца до подписания контракта, но компания м-ра Y была заинтересована начать торговлю немедленно, если не с вышеуказанной компанией, то с одним из се конкурентов. Эти две фирмы не имели деловых связей друг с другом в прошлом, но в компании м-ра X знали, что компания м-ра Y будет чрезвычайно полезна для них в будущем, и не хотели портить с ней отношения.

До поры до времени м-р X сдерживал натиск м-ра Y, пока однажды совершенно случайно они не встретились в ресторане. Поддавшись минутной слабости после выпитого за обедом, м-р X согласился на деловой обед с м-ром Y в следующий понедельник.

Злой на себя и расстроенный, что его так явно загнали в угол, м-р X вернулся в свою контору и сразу же направился к своему секретарю со словами: «Вытащите меня из этого!»

УВАЖЕНИЕ

Зовите меня Джимом...

Нужно ли показать свое уважение другому человеку? Если нужно, то почему? Что мы в действительности понимаем под «уважением»?

Если вы научились быть дружелюбными не будучи фамильярными, значит, вы уже многое сделали, чтобы установить хорошие отношения с теми, кто вас окружает на любом уровне. Это не такая уж легкая задача, но, вне всякого сомнения, это главное, на что следует обратить внимание, общаясь с другими людьми.

Уважение обычно может быть выражено без льстивости или ложной скромности, хотя следует признать, что одних людей уважать легче, чем других. Что касается вашего начальника, то он должен знать, что вы не собираетесь неправильно использовать свое положение. Если он просит: Зовите меня Джимом», то это не значит, что он хочет, чтобы вы забыли, кто из вас двоих начальник.

Сверхфамильярностъ

Как нужно вести себя (особенно девушке) в затруднительной ситуации? Например, на конференции, где некоторые коллеги считают для себя возможным оказать чрезмерные знаки внимания: поощрять их или нет. Если такое внимание для вас нежелательно, мне кажется, лучше всего выразить свое нсодоорснис легко, с юмором, но твердо. Важно не допустить, чтобы ваш поклонник потерял голову или чтобы вы потеряли уважение к нему и к себе (еще один довод в пользу воздержания от алкоголя!), Помните также, что, когда вы оба встретитесь, вернувшись на работу, вам вряд ли будет приятно оказаться в неловком положении.

Недавно одна привлекательная замужняя женщина (менеджер), в чьи обязанности входило приглашать клиентов-мужчин на деловые обеды, спросила меня, как ей пресечь попытки ухаживания (в этом смысле обед безопаснее ужина!). Мой совет был таков: где-то в начале обеда нужно тактично упомянуть, что у вас уже есть планы на сегодняшний вечер. В таком случае не потребуется отклонять предложения полного надежд клиента, что может быть расценено им как отказ.

Справедливое отношение

Чувство несправедливого отношения к себе - это одна из причин, не позволяющая служащим уважать человека, под началом которого они работают и который проявляет к ним подобное отношение. Степень нанесенной обиды может послужить критическим фактором в их отношении к работе и ее результатам.

Приведу пример из личного опыта.

Несколько лет тому назад я работала в Глазго, вдали от родного Эдинбурга. В Глазго я устроилась в качестве секретаря директора-распорядителя крупной компании. Когда директор при приеме на работу проводил со мной собеседование, я почувствовала реальную возможность с ним не сработаться, но решила все же попробовать. Мои предчувствия оправдались: трудно уважать человека, который резок, плохо воспитан и чрезмерно требователен. Я решила уйти, но прежде подыскать другую работу, поскольку всегда легче найти новое место, если у тебя уже есть работа. Однажды мистер X вошел в офис, и я заметила, что у него на пальто вот-вот оторвется пуговица. Я подождала, пока он пройдет в свой кабинет и по-човст меня: «Зайдите» (незадолго до этого он вернулся из США, где, как он меня уверял, никто не тратит время на лишние слова типа «пожалуйста», просто чтобы быть вежливым). Я зашла к нему в кабинет со своей записной книжкой и с накопившимися деловыми бумагами. Вдруг он выпалил: «Вы думаете, что большая шишка, раз приехали из Эдинбурга?» До этого я и не подозревала, что многие жители Глазго считают эдин-бургцев снобами. Я просто опешила, но его слова пробудили во мне весь скрытый антагонизм, и я высказала ему все, что думаю о нем я и другие служащие компании. Его грубость, высокомерие, наглое поведение... ужасно неприятный человек. Он дал мне. закончить и после небольшой паузы, как раз тогда, когда я думала, что он попросит меня собрать свои вещички, спросил: «Что вы делаете сегодня в обеденное время?».

За обедом мы много говорили. Он рассказал мне, что его брат, который был содиректором компании, ничего не делал.

Моему начальнику приходилось управлять компанией в одиночку, и он на этом заработал себе язву. Мне стали ясны многие его проблемы. На следующий день, когда он позвонил, чтобы вызвать меня к себе, я услышала: «Зайдите ко мне, пожалуйста», на что я ответила: «Разумеется, мистер X».

С этого момента все переменилось. Мы хорошо работали вместе, и меня, к моей великой радости, назначили членом консультативного и планового комитета. Единственное задание, которое я отказалась выполнить,- это шпионить за другими служащими.

К сожалению, мой начальник продолжал давить на остальных своих подчиненных, говоря в свое оправдание: «Это очень плохо, но они только этого и заслуживают».

ПРЕДВИДЕНИЕ

Что мы понимаем под предвидением и какую роль оно играет, в деловом мире? Может ли оно сделать вашу работу более эффективной? Одно из определений понятия «предвидеть» -- представить заранее.

Давайте посмотрим, как можно использовать предвидение и какие вопросы при этом возникают.

Какой бы ни была ваша работа, всегда неплохо заглянуть вперед. Так вам будет легче выполнять свои обязанности, Не стоит ждать, пока возникнет сложная ситуация и пытаться с ней справиться, часто в панике.

Тот, кто смотрит вперед

Сначала идет планирование, затем - подготовка. Чем больше времени вы затратите на подготовку, тем лучше будет результат. Например, если вы готовитесь к какому-либо событию, делайте это тщательно. Продумайте заранее, что вы должны сделать до наступления события, чтобы добиться успеха. Затем последует отсчет времени от того дня, когда вы начнете осуществлять свои планы. «Проиграйте» в уме весь этот день, шаг за шагом, постарайтесь учесть все случайности, запа-сясь планом действий, которые возможно предпринять при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Приведем пример очень показательной в, данном отношении ситуации и посмотрим, как вы справитесь с ней.

Предположим, вы ожидаете посещения вашего предприятия группой европейских предпринимателей, состоящей из двух женщин и трех мужчин. Их цель - сравнить методы производства своей и вашей компании. Самолет приземляется в 9.00, и ваш управляющий встречает их в аэропорту. На предприятии они будут примерно в 10.30, обратный рейс запланирован на 18.00.

В вашем распоряжении два автомобиля с водителями, услуги трех технических управляющих, столовая фирмы, образцы продукции с проспектами, ваш помощник, кроме того, вы имеете право воспользоваться услугами любого необходимого вам сотрудника компании или любым оборудованием.

Техническая сторона операции не входит в ваши обязанности, но вас запросили сделать вес необходимые распоряжения на этот день. Предложена группа служащих для проведения данной встречи.

Каким образом вы предусмотрите все, что потребуется вашим гостям? Куда вы вставите в ваш план подготовки 2,5-3-часовой осмотр/техническое обслуживание?

Составьте список мероприятий по степени их важности, используя при этом периоды общения/отдыха, чтобы заполнить время между деловыми встречами.

Работа с группой очень важна в проведении любого мероприятия, при этом жизненно необходим хороший контакт со всеми вашими коллегами. Каков бы ни был размер группы, у каждого се члена одна и та же цель. Постарайтесь заранее убедиться, что все ваши коллеги могут и хотят сотрудничать. Если их что-то не удовлетворяет, выясните, в чем дело. Их идеи могут быть лучше ваших. Трудно добиться успеха, стремясь навязать другим свою волю независимо от обстоятельств или советов. Так что хорошо планируйте и тщательно готовьтесь, не теряя при этом гибкости.

Стопроцентной гарантии не может быть, но если - вы как следует выполнили свое «домашнее задание», постарайтесь быть спокойными в назначенный день и даже получить от него удовольствие. Озабоченный организатор заставляет своих коллег бояться за себя, а гостей - чувствовать неловкость.

Наметив список мероприятий по степени важности с учетом интересов гостей и, конечно же, своей собственной компании, составьте расписание на данный день, Подготовьтесь зачитать свои планы, когда ваша основная группа соберется на очередное обсуждение.

Убедитесь, что вы сможете обосновать каждый пункт плана с тем, чтобы этот день прошел гладко и успешно.