Гильоширование (выжигание по ткани). Гильоширование Зинаида петровна котенкова гильоширование

Гильоширование прекрасно подойдет рукодельницам создающих уют дома при помощи узорных занавесок, скатертей, панно и салфеток. В рукоделии гильоширование классифицируют как выжигание по ткани. Учитывая, что приходится работать со специальным аппаратом для выжигания по дереву, по соблюдению техники безопасности этот вид деятельности неприменим к детям приблизительно до 10 лет.

Гильоширование возможно применять только на синтетических тканях, чтобы горячей иглой оплавлять материал в нужном направлении не допуская «бега» волокон. Малейший процент натурального волокна в составе не допускает использование данного материала для гильоширования и нелишней будет проверка качества работы на его небольшом кусочке.

Увлекаясь гильошированием можно придать индивидуальность не только интерьеру дома, но и своей одежде (здесь для вас возможность создания аппликаций, узорных манжеток и воротников). Качество результата достаточно легко достигается с проявлением аккуратности и усидчивости, а навыки гильоширования станут хорошим помощником в мелком бытовом ремонте связанного с синтетическими материями.

  • Что такое гильоширование?
    Вообще гильоширование - это гравирование на специальной так называемой гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к рукоделию гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия.

    Информация взята с ссайта

    Немного истории...

    В 80-е годы в г.Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей - гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. Многих мастериц обучила она этому искусству в Ярославле, Москве, Угличе, Луге. Сотрудничала Зинаида Петровна с известным модельером Вячеславом Зайцевым, признана она и Энной Бурдой, от которой получила благодарственное письмо.

    В 1990 году 3. П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение. Работы, которые выполняет сама Зинаида Петровна, поражают мастерством, фантазией, красотой и изяществом. Редко кому из ее учениц удается достигнуть такого же уровня мастерства, но и ее учениками накоплен уже достаточно богатый опыт.

    В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

    Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, в разных городах отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника. Я не хочу никого обижать, понимая, что у нас плохо отрегулирована система информирования и вполне понимаю тех, кто осваивал этот метод самостоятельно. Действительно, поняв принцип действия, можно вполне самостоятельно освоить эту технику
    Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

    Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.
    Сюжеты из каталогов, альбомов по народной вышивке, забавные рисунки из детских книг-раскрасок, с поздравительных открыток, а также свои собственные эскизы послужат первоначальным рабочим материалом для изготовления изделий. Не старайтесь копировать переведенный рисунок - его уже создали до вас. Внесите частичку своего «я» в рисунок или эскиз, и тогда работа получится с изюминкой.

  • Прибор для выжигания для гильоширования

    В качестве основного инструмента для гильоширования используется аппарат для выжигания по дереву типа «Узор», «Умелец», «Вязь», «Дымок» и другие. Такие аппараты выпускаются отечественной промышленностью и поступают в розничную торговлю.

    Некоторые приборы необходимо немного доработать или переделать. Для примера рассмотрим электроприбор "Узор-1".

    Схема электроприбора состоит их понижающего трансформатора Т1, который снижает напряжение в сети во вторичной обмотке до 1,5-3,0 вольт. Это напряжение поступает на реостат R1, который регулирует силу тока, идущего к игле И1 прибора, закрепленной в карандаше-ручке.

    Приведенная схема электроприбора преднажначена для выжигания по дереву, где требуется высокий накал иглы. С таким накалом иглы можно выжигать на плотных тканях, таких как кримплен, плотный финлен, флок. Для более тонких тканей такой накал иглы слишком велик - это приводит к быстрому плавлению ткани, а с такой тканью, как капрон, работать просто невозможно. Для работы с различными тканями предлагается доработать принципиальную схему электроприбора.

    В схему электроприбора надо впаять дополнительный резистор R2 номиналом 1-1,5 кОм и с мощностью рассеивания не менее 2 ватт, так как в схеме во вторичной обмотке трансформатора Т1 протекает ток значительной величины.

    Доработки электроприбора можно избежать, если для регулировки накала иглы использовать специальное приспособление, которое называется регулятором напряжения.


  • Иглы для аппарата

    В настоящее время вместе с инструкцией по эксплуатации аппарата в комплект входят толстая игла для выжигания по дереву и тонкая игла для гильоширования. У ранее выпущенных аппаратов таких игл нет, поэтому нужно сделать её самому. Вот несколько вариантов игл:

    Простые иглы

    Витая и "королевская" игла

    Это простые (тонкие) иглы (а), предназначенные для тех, кто только начинает заниматься выжиганием по ткани, и более сложные иглы, используемые опытными мастерицами: витая и «королевская» (б и в).

    Тонкая игла удобна практически для всех операций художественного выжигания по ткани. Если у вас нет такой иглы, ее можно изготовить из нихромовой проволоки диаметром 0,8 мм (возможная толщина иглы 0,6-1 мм). Конец иглы заостряют.

    «Королевской» иглой опытные мастерицы обрабатывают тонкие ажурные аппликации. Эта игла не дает опалины материала, запаха и дыма. Витой иглой удобно обкалывать материал, при этом образуются круглые выразительные точки. Для её изготовления можно взять обыкновенную швейную иглу № 3 (4), у которой отломаем ушко (этот конец будет вставлен в аппарат); отступя от острия иглы на 5 мм, обмотаем нихромовой проволокой на 1/3 длины.

    Мой аппарат доработан следующим образом, вместо медной петельки вставлена петля из нихрома, а в неё, в свою очередь, вставлен латунный стерженёк, заточенный, как карандаш. Латунный стержень нагревается и плавит ткань.

    Если такого прибора нет под рукой, то можно использовать обыкновенный паяльник небольшого размера. Для этой цели лучше купить новый с медным жалом. Жало вынуть, напильником заточить кончик до остроты и аккуратно загнуть, до удобного для работы положения.

    Как подготовить прибор к работе

    Во-первых, можно доработать иглу апппарат таким образом. Возьмем пассатижи и наждачную бумагу. Осторожно пассатижами согнем иглу выжигательного аппарата, отстуипв от конца иглы на 0,3-0,5 см. Затем, чтобы игла стала тоньше, зачистим её наждачной бумагой.

    В тех случаях, когда иглу изготовили отдельно, сменим иглу аппарата на новую.

    Держа иглу за острие, закрепляем её путем пайки оловом к проводам.

    Более удобным является механическое крепление иглы винтами. Для этого делается втулка со штырьками, в которых имеются отверстия - гнезда для иглы. Отверткой винты закрепляют до упора, и они надежно держат иглу во втулке. Игла не должна двигаться. Длина кончика рабочей поверхности иглы 1,5-3 см в зависимости от используемого материала.

    Пластмассовую ручку у основания, там, где находятся винты, необходимо замотать изолентой, чтобы не обжечься во время работы.

    Необходимо иметь в виду, что различные ткани требуют разной температуры плавления. Если в аппарате не предусмотрено переключение температур в широком диапазоне, целесообразно приобрести светорегулятор типа «Светон» СРП-300-1 на 220 В, 60-300 Вт или У-4. Такие регуляторы имеются в продаже. Они часто применяются в быту для настольных ламп и торшеров. Вилка аппарата для выжигания вставляется в розетку регулятора, а вилка регулятора - в розетку электросети. Данный прибор позволяет регулировать мощность тока в диапазоне от 60 до 300 Вт. Это дает возможность найти оптимальную температуру плавления материала без образования опалины.

    Для работы с тканями различной плотности целесообразно иметь дополнитеный прибор - переносной регулятор напряжения, который предназначен для плавного снижения напряжения сети, такой прибор позволяет регулировать мощность тока в диапазоне от 60 до 300 Вт. В этом случае основной выжигательный аппарат подключается к выходу регулятора напряжения, а сам регулятор подключается непосредственно в сеть 220 вольт. Регулировка накала иглы осуществляется при помощи ручек управления как на регуляторе, так и на электроприборе. Это позволяет плавно изменять накал иглы и дает возможность найти оптимальную температуру плавления материала без образования опалины.

    В настоящее время в торговой сети продаются переносные светорегуляторы типа «Светон» СРП-300-1 на 220 В, 60-300 Вт или У-4., которые можно использовать для дополнительной регулировки накала иглы. Подобный прибор можно изготовить самостоятельно.

  • Схема регулятора напряжения

    Для осуществления плавной регулировки накала иглы в выжигательном аппарате предлагается дополнительное устройство - простой регулятор напряжения, принципиальная схема которого приведена на рис. 1. В отличие от заводского светорегулятора, данное устройство более экономично, содержит малое число деталей, не создает помех радиоаппаратуре и по выходной мощности согласовано с выжигательным аппаратом.

    Кроме обычных элементов, используемых для такого рода устройств - диодного моста VD5-VD8, тринистора VS1 и управляющего его работой транзистора VT1, он содержит два генератора. Один из них (собран на элементах DD1.1 и DD1.2) формирует прямоугольные импульсы с регулируемой скважностью на частоте следования несколько килогерц. Питается устройство от сети 220 В через параметрический стабилизатор напряжения, собранный на элементах R7, VD4, С4. При подключении регулятора к сети возбуждаются генераторы, собранные на микросхеме К176ЛЕ5. Пачки импульсов второго генератора дифференцируются цепью СЗ, R5 и открывают транзистор VT1, который включает тринистор VS1 в начале каждого полупериода сетевого напряжения. Транзистор через диодный мост VD5-VD8 подключает нагрузку (выход регулятора XS1) к сети 220 В (вход регулятора ХР1).

    Мощность, выделяемую на нагрузке (выжигательный аппарат), регулируют переменным резистором R1, изменяющим время, в течение которого транзистор замыкает цепь нагрузки. Благодаря тому, что транзистор управляется не постоянным током, а короткими импульсами тока, сам регулятор потребляет очень незначительную мощность.

    Если регулятор предполагается использовать только с выжигательным аппаратом, то все его детали, кроме тринистора VS1, размещаются на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита.

    Вместо указанных на схеме элементов в устройстве можно использовать микросхемы К561ЛЕ5, К564ЛЕ5, транзистор серии КТ315 (с индексами Б-Д), КТ312 (А-В). Стабилитрон VD4 - любой маломощный с напряжением стабилизации 8..10 В, диоды VD1-VD3 - любые выпрямительные с малым обратным током, VD5-VD8 - выпрямительные с максимально допустимым обратным напряжением не менее 300 В. Кроме КУ201К можно использовать тринисторы КУ201Л, КУ201К-КУ202Н. Тринистор VS1 необходимо установить на теплоотводе. При мощности нагрузки более 200 Вт теплоотводом необходимо снабдить и диоды VD5-VD8, изолировав их от него тонкими слюдяными прокладками.

  • Другие инструменты

    Необходимо иметь две пары острых ножниц: одни - большие с прямыми концами для изготовления шаблонов геометрической формы из картона и металлической фольги, другие - маникюрные с загнутыми концами для вырезания маленьких фигурных шаблонов с прорезными отверстиями.

    Ножницы применяют только в работе с картоном и фольгой.

    Для снятия мелких вырезанных деталей применяется пинцет с острыми концами.

    Бульки - металлические шарики разного диаметра, закрепленные на ручке. Используются для изготовление искусственных цветов, т.к. дает возможность выполнять объемные детали.

    Для хранения тканей и заготовок из них необходимы картонные коробки разных размеров и форм. Чаще всего это коробки из-под шоколадных конфет. Ткани разных цветов раскладывают по разным коробкам.

    Фотоальбомы незаменимы для хранения шаблонов, линеечек, мелких деталей, вырезанных из ткани, а также выкроек цветов.

    Регистраторы

    Рисунки, эскизы, чертежи изделий хранят в регистраторах с полиэтиленовыми вкладышами или в регистраторах с прижимом. В результате рисунки не мнутся, долго сохраняются и удобны для просмотра и работы.

    Ручка, карандаш

    Гелевая ручка черного цвета, твердый механический карандаш. Т, 2Т с диаметром грифеля 0,5 мм, черная карандашная тушь необходимы при переводе рисунков на кальку или плотную рисовальную бумагу. Они не оставляют следов от чернил на ткани

    Ластик (стирательная резинка)

    Служит для правки чертежей изделий, рисунков, эскизов.

    Хлопчатобумажная ткань

    Лоскутки простой ткани используют для снятия нагара с горячей иглы.

    Мелкая наждачная бумага

    Применяют для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари. Наждачной бумагой шлифуют вырезанные маникюрными ножницами шаблоны из металлической фольги.

    Линейки, трафареты

    Металлические линейки

    Металлические линейки (заводского производства) с отверстиями разных диаметров используем для выполнения вырезных кружочков. Такие линейки можно изготовить самому из металлический фольги.

    Фигурные линейки

    Различные металлические линейки с фигурным краем (заводского производства) использует для оформления края изделия. Можно изготовить сами из металлической фольги или плотного (глянцевого) картона.

    Трафареты и шаблоны

    Набор из различных трафаретов и шаблонов изготваливаем сами из фольги, картона или плотной бумаги.

  • Рабочее место для гильоширования

    Ко мне обращаются с вопросами и просьбами научить выжиганию по ткани. Многим очень нравится этот вид рукоделия, а как этому научиться и что для этого нужно - известно не всем. Попытаюсь это сделать, насколько виртуальные уроки возможны. Начнём с прорезного ажурного выжигания (перфорация на ткани).

    Работу над изделием в стиле декоративного выжигания можно разделить на два основных этапа: изготовление эскиза рисунка изделия и выполнение рисунка на ткани.

    Первый этап - это выполнение эскиза рисунка задуманного изделия. Эскиз выполняется в карандаше, желательно на ватмане или на миллиметровой бумаге в натуральную величину. Прорисовывается вся композиция изделия. Если возникают трудности в выполнении рисунка самостоятельно, то можно скопировать понравившийся или подходящий для данного изделия мотив или целый рисунок с альбомов, книг, журналов, детских книг для раскрашивания. Очень интересны и необычны рисунки на обоях, на расписных подносах и разделочных досках. Но, копируя или рисуя самостоятельно эскиз вашего изделия, необходимо помнить о специфике нашего рукоделия.

    Основу прорезного ажурного выжигания составляет вырезание горячей иглой сквозных отверстий различной конфигурации, формы и размера. Именно этот способ лежит в основе изготовления множества разнообразных ажурных вещей. По своему опыту знаю, что начинать осваивать гильоширование лучше всего именно с прорезного выжигания, так как это напоминает рисование разнообразных фигурок карандашом или ручкой, что всем знакомо с детства.

    Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками. Для примера рассмотрим выполнение такого распространенного мотива, как «веточка».

    Допустим у нас вот такой рисунок веточки с листочками. Листочки мы будем вырезать полностью, а вот саму веточку можно выполнить одим из двух способов:

    Вдоль линии самой веточки выполняем штрихи.

    Можно по линии веточки выполнять мелкие отверстия-точки.

    При разработке рисунка необходимо помнить, что в нем не должно быть больших, ничем не заполненных пустот. Иначе красивая на рисунке композиция будет не совсем интересно смотреться в изделии.

    Законченный, хорошо продуманный эскиз изделия переснимите на кальку капиллярной ручкой - и он готов к переносу на ткань.

    Второй этап - это непосредственное выполнение изделия по разработанному эскизу. Технология выжигания рисунка на ткани различается в зависимости от вида тканей.

    Если ткань прозрачная, то выжигание рисунка производится прямо по кальке эскиза. На рабочее стекло положить кальку с эскизом рисунка, а непосредственно на кальку - ткань, из которой будет изготавливаться изделие. Калька и ткань должны быть хорошо разглажены и плотно лежать на стекле. Ткань можно закрепить на кальке с помощью портновских булавок. Перед работой на отдельном кусочке отрегулируйте накал иглы для данной ткани, и можно приступать к работе. Иглу следует держать вертикально и только в некоторых случаях (при нанесении штрихов) слегка наклонять ее по направлению движения. Ткань изделия не снимайте с кальки до полного выполнения изделия, чтобы не сместить рисунок. Если поля стекла не хватает для всего изделия, то можно сдвинуть ткань вместе с рисунком по ходу работы на более удобное для работы место. После выполнения всего изделия ткань осторожно отделите от кальки.

    Можно работать с эскизом рисунка, который выполнен на обычном листе бумаги, при этом нужно быть внимательным и отрегулировать накал иглы, иначе бумага может прижечься к ткани и оставить нежелательные следы, в этом случае можно положить этот лист под стекло, а ткань - на стекло. При этой технике выжигания необходимо хорошо закрепить ткань, чтобы она не сдвинулась относительно рисунка.

    Если ткань изделия малопрозрачная, используйте раздвижной стол и подсветку снизу, при которой рисунок четче и яснее проступает через полупрозрачную ткань, что позволяет работать непосредственно по эскизу (по кальке).

    Если же ткань непрозрачная, работа усложняется. Для выполнения рисунка в технике аппликации можно использовать следующий прием. Детали аппликации сначала вырезать иглой из прозрачной ткани (капрона), а затем положить эти заготовки на изнаночную сторону непрозрачной ткани в зеркальном отображении и выжечь по контуру капроновой детали. А нанести всю композицию аппликации на основную ткань можно при помощи копировальной бумаги для ткани.

    Рисунок, состоящий только из выжигания всевозможных отверстий и точек, также наносится на ткань изделия с помощью копировальной бумаги. Целесообразно, переводя рисунок на ткань, делать контуры рисунка чуть меньше нарисованных на эскизе, чтобы в процессе выжигания захватывать большую часть ткани, тем самым удаляя копировальные линии. Мелкие детали, точки-уколы, штрихи можно наносить от руки, на глаз.

  • Материалы для гильоширования

    Бумага и др.материалы

    Бархатная бумага
    Бархатную бумагу можно использовать в качестве фона для изготовления декоративных панно, закладок для книг, предметных и сюжетных аппликаций.

    Картон
    Глянцевая плотная бумага, открытки, упаковочные пакеты из-под молока и соков применяют для изготовления шаблонов.

    Фольга
    Чаще всего шаблоны-трафареты для работы вырезают маникюрными ножницами из фольги, реже из картона. Листы фольги размером 20 х 30 см продают в наборах для чеканки в канцелярских магазинах. Можно использовать пустые баночки от напитков (пива), для чего отрезаем верхнюю и нижнюю плотные части, полученный цилиндр разрезаем вдоль и распремляем. Металический лист тонкий и хорошо режится ножницами.

    Разные крышечки
    Пластмассовые, полиэтиленовые крышки (майонезные крышки, крышки из-под масла, упаковочные крышки из-под кофе, какао, косметических кремов), используют в качестве основы для миниатюрных декоративных панно круглой или прямоугольной формы.

    Бижутерия
    Кроме того вам понадобятся пуговицы для изготовления сердцевинок цветов, блестки для украшения изделий, бисер.

    Клей
    При работе с бархатной бумагой, картоном, при изготовлении шаблонов используют клей ПВА и резиновый клей.

    При выполнении объемных панно (типа флористики), цветов, брошей и прочих украшений применяют клей ПВА, «Момент» или «Феникс».

    Калька
    Кальку применяют для перевода рисунков изделий и их выкроек.

  • Прорезное ажурное выжигание или перфорация на ткани

    Если вы впервые взяли ручку выжигателя и хотите научиться выжиганию по ткани, начинайте с вырезания маленьких прорезных отверстий (перфорация). Они по форме могут напоминать бусинки, капельки, сердечки, ромбики, треугольники, а так же точки (уколы), отверстия, штрихи и другие всевозможные очертания. Ваша фантазия вам сама это подскажет или можете воспользоваться моими эскизами. (1, 2) Кроме того, для подобных изделий можно использовать рисунки, которые предлагаются для вышивания белой и прорезной глади.

    Для выполнения небольшого отверстия-точки необходимо ткань отделить от стекла, то есть немного приподнять ее в месте укола большим и указательным пальцами левой руки. Иглу аккуратно ввести в ткань вертикально сверху вниз и так же аккуратно вынуть ее, не повредив края образовавшегося отверстия. Если отверстие-точка очень маленькое, то оно выполняется только кратковременным прикосновением кончика иглы.

    Если отверстие-точка большое, диаметром 1-2 мм, то игла должна пройти насквозь. Можно сделать небольшое круговое движение в месте прокола - как бы расширяя отверстие.

    Отверстия диаметром более 3 мм выполняются другим способом. Ткань следует плотно прижать к стеклу пальцами левой руки. Концом иглы сделать круговое движение по ткани, выжигая отверстие нужного диаметра. Причем отверстие может быть не только круглое, но любой формы, например в виде листочка, лепестка цветка, «слезки», «сердечка» и многих, многих других фигур.

    Как правило, эти элементы небольшого размера и их можно наносить от руки, но можно использовать рисунок на кальке или трафареты.

    Еще один элемент перфорации - штрих. Этот элемент применяется при обозначении длинной плавной линии рисунка, например веточки, при оформлении контура какого-либо элемента, например крыла бабочки, или используется в рисунке при выполнении стилизованного цветка.

  • Гильоширование представляет собой технику выжигания узора по ткани. Делается она с помощью специального аппарата. Рукодельницы выжигают только по синтетическим тканям, все дело в том, что работать с натуральными тканями не получится, ткань должна плавиться, но не гореть. Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

    Сама история возникновения это искусства полностью не известна. В Германии в 70-е гг. XIX в. Была похожая ручная техника выжигания по ткани, которая называлась пиротехникой.

    Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

    В 80-е годы в г. Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей – гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. В 1990 году З.П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение.

    Гильоширование – применительно к обработке ткани, используется как название способа обработки синтетических тканей, основанного на сварном соединении деталей. В его основе лежит свойство синтетических тканей плавиться при определенной температуре, что позволяет вырезать сквозные узоры и соединять отдельные детали раскаленной иглой.

    Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно быстро изготовлять разнообразные красивые изящные изделия; имитировать многие виды традиционного декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, аппликация и т.д.); использовать в творчестве мотивы народных промыслов, не связанных с обработкой тканей, таких как ростовская финифть, хохломская роспись, гжель; изменять фактуру тканей.

    Освоив гильоширование можно изготовить различные дополнения к одежде: воротники, жабо, жилеты, платья и блузки могут быть украшены «вышивкой». Аксессуары - декоративные платочки, броши, серьги, искусственные цветы. Гильошированием можно воспользоваться при создании подарков и сувениров: косметичек, обложек и закладок, картин, панно. Дом можно украсить шторами, абажурами, салфетками.

    Что нужно знать для освоения техники гильоширования

    1. Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

    2. В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу.

    3. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

    Для работы необходимо:

    1. Ткань. Подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.
    2. Эскиз. Готовый или сделать рисунок самому, на плотной бумаге, желательно на ватмане, темным фломастером или маркером.
    Можно взять рисунки для ришелье, рисунки из детских раскрасок.
    3. Выжигательный аппарат.

    4. Копировальный столик.

    5. Инструменты. Ножницы, картон, фольга, пинцет с острыми кончиками (для снятия мелких вырезанных деталей), маленькие кусочки ткани (используют для снятия нагара с горячей иглы) и мелкую наждачную бумагу или натфель (для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари).

    Гильоширование (выжигание по ткани) - техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
    Техника выжигания по шёлку (или точнее вытравка рисунков на шёлке) была известна достаточно давно. Ткань с рисунком, полученная выжиганием (химической вытравкой) части волокон, имеет отдельное название «деворе».


    Вообще гильоширование - это гравирование на специальной так называемой гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к нашему методу гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.

    Автором оригинального метода обработки тканей, получившего название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Впервые метод был разработан в 1980-е годы в Рыбинске, а в 1990 году было получено авторское свидетельство на изобретение. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым, а также получила благодарственное письмо от Энне Бурды, создательницы журнала «Burda Moden».

    Гильоширование стало популярно в России и за рубежом. С его помощью можно изготовить изделия с применением аппликации: салфетки, панно, закладки, открытки, записные книжки, кружевные изделия в стиле ришелье и т. д.

    Для гильоширования подходят только синтетические ткани, так как они при нагревании не горят, а плавятся и становятся клейкими: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шёлк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Инструментом гильоширования является аппарат для выжигания по дереву или паяльник с небольшими доработками.

    В гильошировании наряду с синтетическими тканями широко используется шелк. Он обладает прекрасной клейкостью, что так важно для создания интересных работ.
    Это редкий вид декоративно-прикладного творчества, таит в себе большие возможности. Ажурные воротнички и платочки, салфетки и шторы, выполненные по новой технологии, украсят окружающий вас мир.

    Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и увлекательный вид рукоделия. Его преимущество состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике вышивки. Круглую салфетку диаметром 15–20 см или воротник средних размеров можно выполнить за 1,5–2 часа.

    В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.
    Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, в разных городах отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника.

    Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

    Гильоширование представляет собой технику выжигания узора по ткани. Делается она с помощью специального аппарата. Рукодельницы выжигают только по синтетическим тканям, все дело в том, что работать с натуральными тканями не получится, ткань должна плавиться, но не гореть. Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

    Сама история возникновения это искусства полностью не известна. В Германии в 70-е гг. XIX в. Была похожая ручная техника выжигания по ткани, которая называлась пиротехникой.

    Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

    В 80-е годы в г. Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей – гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. В 1990 году З.П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение.

    Гильоширование – применительно к обработке ткани, используется как название способа обработки синтетических тканей, основанного на сварном соединении деталей. В его основе лежит свойство синтетических тканей плавиться при определенной температуре, что позволяет вырезать сквозные узоры и соединять отдельные детали раскаленной иглой.

    Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно быстро изготовлять разнообразные красивые изящные изделия; имитировать многие виды традиционного декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, аппликация и т.д.); использовать в творчестве мотивы народных промыслов, не связанных с обработкой тканей, таких как ростовская финифть, хохломская роспись, гжель; изменять фактуру тканей.

    Освоив гильоширование можно изготовить различные дополнения к одежде: воротники, жабо, жилеты, платья и блузки могут быть украшены «вышивкой». Аксессуары - декоративные платочки, броши, серьги, искусственные цветы. Гильошированием можно воспользоваться при создании подарков и сувениров: косметичек, обложек и закладок, картин, панно. Дом можно украсить шторами, абажурами, салфетками.

    Что нужно знать для освоения техники гильоширования

    1. Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

    2. В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу.

    3. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

    Для работы необходимо:

    1. Ткань. Подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.
    2. Эскиз. Готовый или сделать рисунок самому, на плотной бумаге, желательно на ватмане, темным фломастером или маркером.
    Можно взять рисунки для ришелье, рисунки из детских раскрасок.
    3. Выжигательный аппарат.

    4. Копировальный столик.

    5. Инструменты. Ножницы, картон, фольга, пинцет с острыми кончиками (для снятия мелких вырезанных деталей), маленькие кусочки ткани (используют для снятия нагара с горячей иглы) и мелкую наждачную бумагу или натфель (для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари).

    Мастер-класс по гильошированию с пошаговым фото «Гербера»

    Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
    Предназначен: для школьников среднего и старшего возраста, для педагогов, родителей, воспитателей.
    Использование: в качестве подарка, для украшения интерьера и картин.
    Цель: расширение знаний о приёмах изготовления цветов в технике выжигания по ткани на занятиях декоративно-прикладного творчества.
    Задачи:
    - обучать приемам работы с тканью, новым способам изготовления цветов из ткани;
    - развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление;
    - воспитывать аккуратность, эстетический вкус, интерес к работе с тканью;
    - учить красиво, эстетически грамотно оформлять композицию, учитывая форму, величину, цвет.

    Немного о гильошировании

    Гильоширование (выжигание по ткани) - техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
    Автором оригинального метода обработки тканей, получившего название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Впервые метод был разработан в 1980-е годы в Рыбинске, а в 1990 году было получено авторское свидетельство на изобретение. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым, а также получила благодарственное письмо от Энне Бурды, создательницы журнала «Burda Moden».
    Гильоширование стало популярно в России и за рубежом. С его помощью можно изготовить изделия с применением аппликации: салфетки, панно, закладки, открытки, записные книжки, кружевные изделия в стиле ришелье и т. д.
    Для гильоширования подходят только синтетические ткани, так как они при нагревании не горят, а плавятся и становятся клейкими: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шёлк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Инструментом гильоширования является аппарат для выжигания по дереву или паяльник с небольшими доработками.
    В гильошировании наряду с синтетическими тканями широко используется шелк. Он обладает прекрасной клейкостью, что так важно для создания интересных работ.
    Это редкий вид декоративно-прикладного творчества, таит в себе большие возможности. Ажурные воротнички и платочки, салфетки и шторы, выполненные по новой технологии, украсят окружающий вас мир.
    Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и увлекательный вид рукоделия. Его преимущество состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике вышивки. Круглую салфетку диаметром 15–20 см или воротник средних размеров можно выполнить за 1,5–2 часа.
    Выжигание по ткани основано на свойстве тканей из химических волокон – плавиться и склеиваться под действием высокой температуры.
    Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и конечно же цветы.

    Гербера – латинское Gerbera - семейство Астровые.
    Герберы растут в Южной Африке, на Мадагаскаре, а так же в тропической Азии. Поражает красота и разнообразие окраски Гербер, они могут быть любым цветом, кроме синего.
    Выращивают Герберы во всём мире, как красивоцветущие декоративные растения - на срезку, как комнатные цветы и как садовые растения.
    Впервые Герберы были описаны в 1737 году голландским ботаником Яном Гроновиусом и названы им в честь своего коллеги, немецкого врача и ботаника Трауготта Гербера, который занимался исследованием лекарственных растений в России и был директором Аптекарского огорода, позднее - он был назван ботаническим садом. Встречается и другая версия происхождения названия - от латинского herba – трава.
    Хрупкие Герберы, привезенные из далекой Африки, не прижились в Европе. Но в 1878 году шотландским золотоискателем Робертом Джемсоном был найден необычный цветок, оказавшийся новым видом Герберы.
    Селекционеры занялись скрещиванием Гербер, и было получено множество различных видов. Но цветы все же были очень восприимчивы к болезням и гибли. И только к середине прошлого века, селекционерам все же удалось повысить устойчивость растений к болезням и получить цветы с большими соцветиями эффектных окрасок.
    Сейчас эти удивительные цветы радуют нас своей простотой, скромностью и в тоже время необыкновенной красотой и изящностью.

    Легенда о гербере
    Нимфа лесная когда-то жила,
    Гербой красавица эта звалась.
    Очень красива! Восторг вызывала!
    Глядя на нимфу, душа расцветала!

    Нравилась всем и ловила лишь взгляды,
    Вдруг поняла, что другое ей надо…
    «Как утомляет всё это вниманье,
    Я бы хотела другого признанья!

    Стану цветком незаметным и скромным,
    Непритязательным, радости полным.
    Светлым, открытым и для настроенья…»
    Стала герберой... Прошло превращенье.
    автор Наталия Ушенина
    Необходимые материалы для изготовления: подкладочная ткань для цветка (в нашем случаи розовая) – 50Х50 см, ткань кристалон черного (зеленого или желтого цвета) для сердцевины цветка – 5 Х 30 см, ткань креп атлас зеленого цвета – 5 Х 10 см, проволока для стебля диаметром 2мм, креповая бумага зеленого цвета, плоскогубцы, клей ПВА, выжигатель, стекло, железная линейка, ножницы, шаблоны из аллюминевой фольги, кусочек мыла или мела, стеклянный пузырек диаметром 2 см.


    Изготовление цветка начинаем с изготовления сердцевины. Для этого берем ткань кристалон черного цвета шириной примерно 3 – 4 см и длинной 25 – 30 см. Так как сердцевина у Гербер бывает и желтой и светло зеленой, то можно взять эти цвета. Укладываем полоску на стекло и при помощи выжигателя и железной линейки обрезаем края полоски со всех сторон. На лицевой стороне полоски, в длину проводим линии отступив от верхнего и нижнего краев по 5 - 7 мм. Укладываем полоску на стекло и при помощи выжигателя делаем нарезку в технике «Лапша» в середине нашей полоски, т.е. между прочерченными линиями.


    Техника «Лапша». На ткани проводятся две в горизонтальные параллельные линии на определенном расстоянии. При помощи железной линейки и выжигателя соединяем две эти параллельные, проводя линии перпендикулярные им. Каждая последующая линия проводиться параллельно, ниже предыдущей на расстоянии 1 – 2 мм. Таким образом, нарезаем по всей длине полоски до необходимого размера (длины).
    Получившуюся полоску складываем пополам в длину, соединив противоположные края полоски выжигателем через каждые 3 – 4 см. Заготовка сердцевина готова.


    Верхний край проволоки загнуть при помощи плоскогубцев на 5 мм (если проволока тоньше, то ее сложить пополам). В образовавшуюся петлю вставляем край заготовки сердцевины и зажимаем плоскогубцами.


    Закручиваем нашу заготовку вокруг проволоки фиксируя ее выжигателем. Обязательно следим за тем, чтобы нижний край заготовки ложился ровно и не смещался, образуя «шляпку»


    Край заготовки хорошо фиксируем выжигателем. Боковой стороной иглы выжигателя оплавляем нижний край получившейся «шляпки – сердцевины», для прочности и для того чтобы она не потеряла форму.


    Стебель с сердцевиной готов.


    Приступаем к изготовлению соцветия. Подкладочную ткань складываем в двое, укладываем на стекло и при помощи выжигателя и шаблона лепестка, вырезанного из алюминиевой фольги (размер лепестка 1,5 х 5 см), вырезаем лепестки.


    Шаблон плотно прижимаем к ткани и иглой выжигателя обводим его со всех сторон, стараясь не допускать смещения. Иглу выжигателя держим перпендикулярно стеклу, так края будут ровными и красивыми. Убираем шаблон и поддев вырезанный лепесток краем шаблона, снимаем его со стекла и откладываем в сторону. Шаблон укладываем снова на ткань, располагая его как можно ближе к уже вырезанному. Таким образом, вырезаем 40 – 46 лепестков.
    Обрабатываем нижний край лепестка. Боковые стороны загибаем в центр лепестка и фиксируем при помощи выжигателя (иглой выжигателя ставим точку на краю лепестка после сражу прижимаем пальцем, чтобы края склеились между собой)



    Обрабатываем таким образом все лепестки.
    Основа для соцветия. При помощи монеты вырезаем выжигателем круг диаметром 2 см. Складываем его пополам и при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон. Затем деталь выворачиваем. Основа для соцветия в форме конуса готова.


    Крепим лепестки к основе. Прикладываем лепесток к основе и припаиваем его выжигателем к основе, т.е. ставим выжигателем точку и затем прижимаем пальцем.
    Внимание! Так как оплавленная ткань горячая, работу надо проводить осторожно, так как можно обжечься.


    Рядом с первым лепестком укладываем следующий лепесток и прижигаем его таким же образом, что и первый. Таким образом крепим и последующие лепестки первого ряда, размещая их рядом друг с другом. Второй ряд крепим так же как и первый, располагая лепестки второго ряда между лепестками первого (в шахматном порядке). Так крепим все лепестки, в шахматном порядке в последующих рядах, пока все лепестки не закончатся. Соцветие готово.


    Переходим к изготовлению малых лепестков. От куска ткани отрезаем полоску длиной 30 – 40 см со скощенным верхом, одна боковая сторона которой равна 1,5 см, а другая 2,5 см.


    Отступив от нижнего прямого края 2 – 3 мм нарезаем нашу полоску на лепестки шириной 4 – 5 мм на всю оставшуюся высоту и до конца полоски.


    Получилась полоска с узкими лепестками


    Берем стеклянный пузырек диаметром 2 см и накручиваем на него полоску с малыми лепестками, начиная с меньшего края в 1,5 см, нижний край уравниваем


    При помощи выжигателя скрепляем нижний край малых лепестков в четырех местах (полностью по окружности весь край фиксировать не надо), главное зафиксировать начало и конец полоски.


    Малые лепестки готовы.


    Переходим к сборке цветка. На стебель с готовой сердцевиной надеваем заготовку с малыми лепестками и при помощи выжигателя аккуратно фиксируем их на сердцевине цветка несколькими точками.



    центре заготовки соцветия делаем выжигателем отверстие и одеваем его на стебель фиксируя с изнаночной стороны выжигателем.


    Из креп атласа зеленого цвета сложенного вдвое вырезаем круг диаметром 2,5 - 3 см (для этого модно использовать 5-ти рублевую монету). Изготавливаем чашелистик. Складываем его пополам и при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон. Деталь разворачиваем, складываем снова пополам, совмещая уже обрезанные края и также при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон.


    Получилась деталь в форме конуса срезанная с четырех сторон. Затем деталь выворачиваем.


    При помощи выжигателя верхний край чашелистика оформляем волнистой линией. В вершине чашелистика делаем отверстие выжигателем.


    Чашелистик надеваем на стебель и аккуратно фиксируем при помощи выжигателя – иглой проводим между чашелистиком и изнаночной стороной соцветия и сразу же прижимаем детали друг к другу. Так же можно использовать клеевой пистолет или клей «Титан».