Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Самообразование.doc - План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ Папка по самообразованию духовно нравственное воспита

Евгения Дятлова
План по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЯТЛОВОЙ Е . А. НА 2014-2017 уч. г

ТЕМА : ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАПРАВЛЕНИЕ : социально-личностное

ВОСПИТАТЕЛЬ : Дятлова Е. А.

ГРУППА : старшая разновозрастная

Цель : Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации мероприятий направленных на духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника .

Воспитательные задачи :

Воспитывать духовно – нравственные чувства;

Формировать духовно – нравственные качества (добродетели ) ;

Воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи :

Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, Содействие развитию духовной , познавательной и практической деятельности.

Знакомства с этическими нормами поведения,

Формирование у детей и родителей осознанного отношения к воспитанию доброты , толерантности, уважения,

Привлечение родителей к организации воспитательной работы с детьми

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание образовательной среды формирующей нравственно-развитую личность

ЛИТЕРАТУРА :

Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» . - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду » - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Куцакова Л. В. «Нравственно- трудовое воспитание в детском саду » - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственные беседы с детьми 4-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Зацепина М. Б. Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Р. С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников » - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Именно в дошкольном возрасте в результате воздействия педагога формируются нормы поведения в группе, в транспорте. Развиваются доброта, трудолюбие, честность. Игровые ситуации, труд, занятия помогают мне воспитывать ребенка . Я использую народные праздники, фольклор. При этом семья остается активным участником воспитательного процесса .

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - анкетирование, консультации, совместные праздники, выставки.

Этапы реализации Задачи Сроки

Подготовительный Изучение психолога – педагогической,

методической литературы

по теме самообразования 2014-2015г .

Диагностический Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015-2016 учебный год

Практический Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017 учебный год

Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития 2016-2017год

Цель : Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей . Привлекать родителей к нравственному воспитанию детей .

1Изучение психолога – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2014-2015 учебный год

Цель : Повысить свой профессиональный уровень,развитие любознательности и познавательной активности»

1. Найти новые перспективные планы по всем видам деятельности.

Сентябрь-Октябрь

Составление перспективного плана работы

1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы

Календарно – тематическое планирование

3. Изучить статей по духовно-нравственному воспитанию журнала «Ребёнок в детском саду» :

В течение года

в течении года

Подбор методического оснащения.

Составление конспектов занятии, развлечений.

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015-2016 учебный год

Цель :

Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.

1. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. В течение года

опытом работы с

воспитателями , применять их опыт в своей работе с детьми.

Картотеки

3. Родительское собрание

Родительская встреча (Консультация для родителей на тему : «Игры в семье» ).

4. Подготовка материала к информационным стендам.

День открытых дверей.

3-4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017учебный год

Цель :

Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.

1.., персональном сайте

Сентябрь-Май

Сентябрь-май

Информационные листы в виде таблицы с результатами

3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Сентябрь-Май

Составление календарно – тематического планирования , конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель:

Отчет по самообразованию: «Духовно-нравственное воспитание детей по средствам чтения художественной литературы».

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют прежде всего духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время, когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.

Цель духовно-нравственного воспитания: Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет в условиях организации работы в комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Основные принципы работы
Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего – в детстве».

Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Во многих развитых странах давно введены специальные учебные предметы, посвященные знакомству с отечественной духовной и нравственной культурой. Отечественные мыслители и ученые, и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры.
Ведущие ученые (,) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия : психофизическом, социальном, социокультурном и духовном.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника. Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
♣ чтения педагогом художественной литературы;
♣ наблюдений;
♣ показа сказок (педагогом, детьми);
♣ рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
♣ воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
♣ экскурсий по городу, целевых прогулок;
♣ проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
♣ чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
♣ бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
♣ чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
♣ ответов на вопросы педагога, детей;
♣ проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
♣ сообщения дополнительного материала воспитателем;
♣ загадывания загадок;
♣ рассматривания наглядного материала;
♣ рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
♣ разбора житейских ситуаций;
♣ рассказов детей о своих впечатлениях;
♣ проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется, когда необходимо:
♣ организовать продуктивную деятельность;
♣ провести игры: со («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
♣ изготовить, сшить кукол к сказкам;
♣ провести экскурсии различной направленности;
♣ организовать вечера с родителями, для родителей;
♣ изготовить с детьми наглядные пособия;
♣ организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел и т. д.)

Воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществляется совместными усилиями образовательной системы и семьи. Семья при этом рассматривается как Малая Церковь. Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга.

Система деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет

Духовно-нравственное воспитание детей организовано по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное (беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (развлечения, игры: подвижные и назидательные, ролевые).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам).

Итоговый этап
На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводится мониторинг развития интегративных качеств детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы. Для выявления результативности работы по теме, было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная, трудовая деятельность и др.). Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний.

Тема по самообразованию:

«Особенности духовно-нравственного

воспитания в среднем звене»

2016-2017 учебный год

Работу выполнила

классный руководитель 9 класса

МКОУ «Школа-интернат№5 г. Нижнеудинск»

Заичко Т. Н.

Актуальность исследования . Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. В духовно-нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить обучающегося в различные виды деятельности, где раскрываются их отношения. Для решения данной проблемы требуется умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание через художественные произведения, экскурсии, беседы. творческие проекты и классные мероприятия.

Целью исследования является: изучение особенностей духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся среднего звена.

Предмет исследования: особенности духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие

задачи:

1. Проследить состояние проблемы духовно-нравственного воспитания в научной литературе.

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления духовно-нравственного воспитания на примере внеклассных мероприятий, творческих проектов.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты особенностей духовно-нравственного воспитания учащихся в среднем звене.

Методологической основой данной работы являлись трудыН. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории духовного и нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов воспитания.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; методы экспертной оценки.

Методики исследования: В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский «Шкала совестливости», М. Рокича «Нравственная проблематика школьников», Кэмпбелл «Диагностика доброжелательности», Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануилов «Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп».

В 1 главе были рассмотрены такие аспекты, как:

Сущность и природа духовности и нравственности;

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся;

Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста в среднем звене

База исследования: В процессе исследовательской работы принимало 20 учащихся 7 класса(2014 – 2015 учебного года) МКОУ школа-интернат № 5, из них 13 девочек и 7 мальчиков, в возрасте 13 лет - 50%, 14 лет - 45% и 5% - 15 лет.

И сделаны следующие выводы:

Воспитывая и развивая милосердие, необходимо прислушиваться к естественным проявлениям ребёнка, осознать его индивидуально-типологические особенности. Дети воспринимают мир по-разному, разными способами, в разном темпе и с разными чувствами. Личные опыты детей также индивидуальны. Неадекватное использование особенностей индивидуальной организации тормозит личностное развитие и затрудняет формирование начал духовного и нравственного. При этом ключевым компонентом в воспитании становится эмоциональная сфера. У современных детей широко фиксируются нарушения в эмоциональной сфере: раздражительность, чрезмерная подвижность, аутизм, отрицательное отношение к людям, алекситимия (бедность воображения, фантазии, трудность в вербализации собственных эмоциональных состояний). Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой - целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Особое место в духовно-нравственном воспитании отведено школе, так как дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком, развиваются моральные чувства. Духовно-нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина­мику формирования тех или иных личностных качеств. В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих особен­ностей в процессе духовно-нравственного воспитания.

Во второй главе работы представлены описание организации и проведения исследования. Методы и методики исследования.

Способы организации духовно-нравственного воспитания в процессе учебной деятельности

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных и духовных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».

Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

«Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» .

Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательной деятельности

Таким образом, формирование духовно-нравственного воспитания у учащихся включает в себя актуализацию эмоциональных переживаний. Прежде чем перейти к реальному переживанию сострадания и милосердному поведению, ребёнок должен научиться распознавать эти переживания на примере персонажей художественных произведений. Детские истории позволяют ему увидеть свои душевные побуждения и при этом не чувствовать себя непосредственно задетым себя лично.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся 7 класса в учебно-воспитательной деятельности за один учебный год.

Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение изначального уровня духовно-нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.

2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем духовно-нравственных представлений.

3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.

Для диагностики и выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Предварительно провели небольшое исследование с родителями учащихся.

Данные анкетного опроса родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных взрослых, оценили её как актуальную. Для большей наглядности, можно выстроить круговую диаграмму (рис. 1).

Рис. 1. Развитие духовности и нравственности через внеклассное чтение

Что касается интереса родителей к чтению книг и журналов, то результаты оказались очень неудовлетворительными. Результаты тестирования родителей представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели заинтересованности родителей к чтению книг

«никогда»

2. Проявляете ли Вы интерес к чтению своего ребёнка?

Отношение родителей учащихся к чтению прямопропорционально к интеллектуальному, духовному и нравственному потенциалу. В семьях, где чтение стало традицией, дети вырастают духовно богаче.

В формировании ценностных ориентаций, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Анкетирование учащихся на начало учебного года показало, что такими идеалами у школьников являются родители и ближайшие родственники, учителя и герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые. Наглядно отображено на круговой диаграмме (рис.2).

Рис. 2. Идеальные личности школьников 7 класса, выявленные в экспериментальной выборке

Затем мы выявили степень понимания учащимися терминологию духовной и нравственной проблематике методом ранжирования. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям нравственного характера таким, как порядочность, ответственность и честность. Если младшие школьники более склонны к внешним впечатлениям, всё воспринимается ими поверхностно, с выраженной эмоциональностью, то обучающиеся среднего звена уже глубже понимают и могут более точно выразить свои мысли. Образовательный процесс помогает выстраивать свои параметры и взгляды, а уроки расширяют кругозор, пополняют словарный запас. Поэтому низкую оценку получили такие социальные ценности, как богатство, мода, внешняя привлекательность.

В ходе констатирующего эксперимента была применена методика «экстраверсия - интроверсия», по которой определялось, какими качествами, чертами характера по их собственной оценке, обладали школьники. Результаты диагностики представлены на рис. 3.

Рис. 3. Выраженность черт характера в среднем по выборке

Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию духовно-нравственных качеств можно путем выявления уровня сформированности.

На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых. Следовательно, прежде необходимо выявить специфику норм морали. Их особенность заключается в том, что они носят универсальный, общечеловеческий характер. Их предписания применимы во всех сферах жизнедеятельности человека (личной, семейной, профессиональной, общественной). Другой особенностью норм морали является то, что они опираются на авторитет общественного мнения, и, пожалуй, главное - на совесть человека (без совести и общественное мнение может оказаться бессильным).

Бездуховный и нравственно неразвитый человек разменивается на мелкое, приземлённое, не выходящее за границы обыденности. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой духовно-нравственной норме.

При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

При определении особенностей духовно-нравственного опыта учащиеся использовались следующие критерии: степень соответствия духовно-нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки духовно-нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О духовно-нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Для этого на первом этапе исследования учащимся 7 класса было предложено ответить на вопросы, с целью проверки знаний о таких понятиях как «милосердие», «доброжелательность» и «ответственность»:

Анализ ответов испытуемых показывает, что знания неоднозначны для своей выборки. Прежде всего, хочется выделить ответы испытуемых, которые свидетельствуют о том, что подростки находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с другим уровнем духовно-нравственного опыта. Под влиянием внешних факторов мнение каждого ребёнка постоянно подвергается изменениям. Результаты на основе данных сравнительного анализа, для большей наглядности, представлены на рис. 4.

Рис. 4. Усреднённые показатели опроса «Содержание

духовно-моральных норм»

Очевидно, что содержательная сторона духовно-нравственных понятий учащихся не соответствуют возрастным особенностям подросткового возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как милосердие, доброжелательность и ответственность на примитивном уровне, не соответствующего возрастной границы. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно.

Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений о духовно-нравственных категориях.

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство подростков, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние родителей, сверстников и т.д. Следовательно, находятся на «малоустойчивой стадии духовно-нравственной воспитанности». Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их духовно-нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у обучающихся 7 класса духовно-нравственных качеств. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении и низкий уровень психологического благополучия ребёнка в семье.

Формирование духовно-нравственного опыта в подростковом возрасте

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся среднего звена.

Психологический портрет учащихся даёт возможность утверждать о низкой самооценки личности. Вербальная диагностика самооценки личности помогла прояснить духовные и нравственные установки детей в их поступках и поведении. На основе полученных результатов, для большей наглядности, можно выстроить круговую диаграмму (рис. 5).

Рис. 6. Вербальная диагностика самооценки личности в

экспериментальной выборке

Превалирует низкий уровень самооценки, дети болезненно переносят критические замечания, что порождает неуверенность в себе. В разговорах с родителями неоднократно было замечено, что дети подвержены физическим наказаниям. В связи со сложившейся ситуацией продолжается работа с родителями через разъяснительные беседы, посещение семей на дому, совместные внеклассные мероприятия.

Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:

Организация взаимной деятельности учащихся;

Анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов заданий с нравственной точки зрения;

Организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной и внеучебной работы.

Доброжелательность формировалась следующим образом:

Организация взаимопомощи учащихся при выполнении заданий;

Систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время выполнения заданий.

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления духовно-нравственного опыта, для развития сознания и самосознания учащихся.

Тест. На заключительном этапе формирующего эксперимента провели три тестирования.

1. Диагностику личностной установки «альтруизм-эгоизм». Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности исходя из имеющейся тенденции поведения в данной ситуации. Был предложен опросник из 20 вопросов. Рассмотрим полученные результаты, для большей наглядности на круговой диаграмме (рис. 7).

Рис. 7. Диагностика личностной установки «альтруизм – эгоизм»,

выявленная в экспериментальной выборке

Подростки склонны к бескорыстной помощи, особенно, если в ней нуждаются те, кто вызывает симпатию, уважение и доверие. В этом можно так же убедиться регулярно наблюдая за ними и в учебном процессе и вне школы.

2. Данные сравнительного анализа результатов диагностики доброжелательности (по шкале Кэмпбелла) представлены на рис. 8.

Рис. 8. Показатели доброжелательности в двух замерах

3. Результаты диагностики коммуникативной компетентности по методике «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский) показаны на круговой диаграмме (рис. 9).

Рис. 9. Показатели уровня уважения к социальным нормам и этическим требованиям

Целесообразный и содержательный подбор перечня литературных произведений позволил наблюдать разницу в результатах тестирования. Средние показатели сравнительного анализа двух замеров представлены на рис. 10. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Рис. 10. Выраженность понимания духовности

Влияние семьи на динамику развития духовно-нравственных ценностей учащихся.

«Детство - важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - говорил В. А. Сухомлинский .

Именно эта идея («Ребёнок не только готовится к жизни, но уже и живёт») - главная в «Школе жизни» Ш. А. Амонашвили. Ведущий принцип учёного - развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни, «воспитание должно означать питание духовной оси, питание души» .

Одной из форм отражения мировоззрения, интересов, ценностей учащихся в среднем звене также является рисунок. Он раскрывает духовно-нравственный мир подростка, внутренние переживания, чувства, способствует их более глубокому осмыслению. Ребятам предлагалось нарисовать свою семью. Мы заметили, что чаще других в центре рисунка тот член семьи, который значимее, ближе ребёнку. К продолжению темы предложен тест «Рисунок семьи». Результаты диагностики представлены в табл. 2.

Таблица 2

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

брат, сестра

1. К кому ты обращаешься за помощью, советом?

2. Кому можешь доверить свои тайны?

3. С кем бы ты никогда не хотел разлучаться?

Исходя из практики, анализа педагогической литературы, результатов ряда исследований, мы предполагаем следующую таблицу ценностей, которые по нашему мнению, доступны пониманию и усвоению детьми данного возраста. Методом ранжирования, основываясь на результаты сравнительного анализа, для большей наглядности, представлены на рис. 11.

Рис. 11. Духовно-нравственные ценности подростков

Время, в котором мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовно-нравственного становления ребёнка. Современные передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мы дали детям только материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это, в свою очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса. Следовательно, нужно пересмотреть способ общения и изложения материала. В методике литературы средней школы, возможно, ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения.

Когда ребёнок читает книгу, он начинает идентифицировать себя с героями этих историй: сочувствует им, страдает вместе с ними и радуется счастливому концу. Ряд историйподросток готов слушать и читать снова и снова, этот феномен выполняет важную психическую функцию для ребёнка, который знает, что будет дальше, и узнаёт знакомые ситуации. По мере того как он вспоминает о пережитых чувствах, действиях, он извлекает из хаоса окружающего мира нечто знакомое. Функция узнавания освобождает ученика от страха, психических нагрузок и даёт ему уверенность в том, что он способен справиться с проблемами, чувствами, внутренними и внешними конфликтами, как и герои историй. В них он узнаёт самого себя, понимает, что ситуация гнева, зависти, эгоизма, беспомощности свойственны не только ему одному, но и другим детям. Это понимание смягчает его страхи. На этих примерах подросток учится, как себя вести в конкретных жизненных ситуациях. Ценность узнавания заключается в его психоаналитическом толковании, когда желания и беды ребёнка становятся символическими, сознательными. Дети из пассивно переживающих становятся активно действующими, так как получают веру в собственные силы.

Семья должна поддержать систему отношений, формируемых в школе, создать условия для их развития. Известно, что семья - основа общества, и от того, как каждая семья, а значит и общество в целом, относится к школе, зависит процесс духовно-нравственного воспитания наших детей.

Исследовательская работа показала необходимость дальнейшего проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию с подрастающим поколением, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского) .

Этой работой мы подтвердили «закономерность духовно-нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: Если человека учат добру - …в результате будет добро» . Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Выводы по второй главе и заключение

В результате проведённого эмпирического исследования нам удалось доказать, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Самое существенное в учебно-воспитательной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.

Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят духовно-нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Практическая значимость работы: исследование представляет ценность, прежде всего для учителей, классных руководителей и воспитателей маленьких провинциальных городов, так как формирование духовности и нравственности является основополагающим звеном в развитие личности подростка.

План

по самообразованию

воспитателя Шишиной М.Л.

по теме:

«Духовно – нравственное

воспитание дошкольников

посредством сказки»

2016 – 2017уч.г.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Ведущая педагогическая идея:

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Цель:

Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

Развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи,

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное

Воспитание детей посредством сказки»;

Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

Ожидаемые результаты для детей:

Усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

Осознание детьми базовых нравственных качест: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

Понимание эмоционального состояния окружающих;

Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Способ представления результата: май 2017г.

Показ сказки «Колобок» (кукольный театр) детям младших групп.

Перспективный план работы с детьми

по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки»

На 2016 – 2017 уч. год

Период

Содержание

Цель

сентябрь

1.Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

2.Применение цитат из сказок в режимных моментах.

3.Дидактическая игра «Угадай сказку»

Развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации.

Формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках.

Развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков.

октябрь

1.Чтение и пересказ р.н.с. «Волк и семеро козлят»

2.Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3.Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.

Развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

ноябрь

1.Чтение и пересказ сказки «Бычок, смоляной бочок»

2.Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.

3.Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.

Развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.

декабрь

1.Беседа

«Волшебные сказки»

2.Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».

3.Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

- объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает.

Познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.

Учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать правила игры. Развивать коммуникативные навыки.

январь

1.Н.О.Д. «В гостях у сказки»

2.Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки»

Уточнить знание детей русских народных сказок, события которых происходят зимой, узнавать их героев, подсказывать персонажам сказок, как нужно правильно поступить. Формировать представления о честности, справедливости, доброте.

Учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

февраль

1.Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке.

2.Обыгрывание знакомых сказок.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

март

1.Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).

2.Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.

Учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

апрель

1.Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.

2.Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.

Продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.

Вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

май

1.Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».

2.Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок».

Совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.

План саморазвития

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Поиск и выбор диагностик.

Совершенствовать уровень аналитических навыков.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Посещение РМО. Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

План работы с родителями

по теме: «Духовно – нравственное развитие детей посредством сказки»

на 2016 – 2017 уч. год

Период

Содержание

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1.Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей».

Ноябрь

1.Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»

2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»

«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

1.Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».

2.Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы.

Март

Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки».

Изучение методической литературы в течение года

1.Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.

2.Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

3.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».

4.М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

5.З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

6.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

7.Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.

8.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.

9.О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

10.Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

Консультация для родителей

«Как подружить ребёнка с книгой»

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы, приходя домой, хоть иногда видеть ребёнка не за монитором компьютера, а за книжкой. Но далеко не каждый может похвастаться любовью или хотя бы интересом своих детей к литературе. Детские впечатления самые сильные, и все основные качества и пристрастия закладываются в нас в детстве. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы слишком настойчивыми попытками приучить ребёнка читать и не отбить у него желание открывать книги в принципе. Чтение – это не необходимость. Оно не должно ассоциироваться у ребёнка с чем-то важным, серьёзным и обязательным. Это удовольствие.

Если вы не знаете, с каких книг лучше начать (детское книгоиздание развивается очень стремительно), воспользуйтесь нашими советами.

1. Иллюстрации
Ребёнок познаёт мир, и ему интересно всё вокруг. Поэтому удержать его внимание размеренным чтением может быть сложно. И ваш главный помощник в этом – иллюстрации. Если в книге есть картинки, ребёнок точно обратит на неё внимание. Свобода выбора здесь безграничная - переиздания работ старых мастеров, рисунки современных молодых художников, реалистичность изображений или, наоборот, нарочитая «детскость»… Вы точно найдёте книжку, которую с удовольствием будете рассматривать вместе с ребёнком.

Но особое внимание стоит обратить на популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста. Он прославился своими простыми забавными историями про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Самое главное в его книгах – это иллюстрации. Они насыщены таким количеством деталей, что за разглядыванием одной картинки можно провести часы! Это не просто иллюстрации, это целые миры! И, закончив книжку, можно придумывать свои собственные истории по картинкам Нурдквиста.

2. Волшебно и странно

Волшебные миры, волшебные существа – практически беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребёнка. Правда, сейчас едва ли не любой, кто умеет писать, стремится выдумать собственный мир, собственных странных героев с труднопроизносимыми именами, как будто в этом залог успеха. Но удачных примеров немало! Один из них – книга Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Зоки – это маленькие и очень непослушные создания, которые больше всего на свете любят есть мёд и устраивать бедному Баде весёленькую жизнь. Поверьте, вы получите от этой книги не меньше удовольствия, чем ребёнок. Подзаголовок книги – «Пособие для детей по воспитанию родителей». Поэтому наверняка во многих ситуациях вы узнаете себя и сможете со стороны над собой посмеяться. А дети будут смеяться над уморительными зоками и незадачливым Бадой.

3. На самом интересном месте!

Практически все детские книжки небольшие по объёму. Долго держать внимание ребёнка очень трудно, мы об этом уже говорили. Но это не повод избегать длинных историй и толстых книг.
«Продолжение следует…» - одна из самых интригующих фраз в мире. По-настоящему интересная история с продолжением может увлечь самого отчаянного нелюбителя книг и превратить семейное чтение в самый приятный домашний ритуал. Тут главное – правильно выбрать историю. Она должна быть насыщена событиями, но не слишком, чтобы ребёнку было не сложно следить за повествованием и запомнить героев.
Для этого идеально подходят книги норвежской писательницы Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и «Маленький подарок Антона». Это простые истории о жизни семьи. Но и обычная жизнь может быть полна приключений – у папы украли грузовик, а дети отправились его искать, из деревни приехала бабушка, в лесу дети встретились с настоящим медведем…
Самый простой способ заинтересовать ребёнка – оставить развязку очередной мини-истории на следующий день. Кто же украл папин грузовик? Смогут ли ребята сами его найти? И вам не придётся уговаривать ребёнка немножко почитать, он сам будет просить вас об этом!

Из более современных писателей обратите внимание на Кейт ДиКамилло. Героями её чудесных книг являются дети и животные. Они дружат, вместе попадают в разные переделки и помогают друг другу. Кстати, такие «долгоиграющие» книги лучше коротких рассказов ещё и потому, что ребёнок успеет привыкнуть к героям, а значит, научится сопереживать им.

4. Вечные ценности
Ну и напоследок – тяжёлая артиллерия! Вспомните всё, что вы сами любили читать в детстве. Достаньте с дальних полок зачитанные сборники сказок Андерсена, книги Астрид Линдгрен, Виктора Драгунского, Николая Носова, Эдуарда Успенского…Теперь вы с чистой совестью можете прочитать их снова (а заодно и сравнить, как отличается ваше сегодняшнее восприятие книги от того, как вы воспринимали её в детстве, - это очень увлекательно). На этих книгах выросло не одно поколение детей, так что они точно не подведут!

Вообще, единственный способ приучить ребёнка к чтению – это читать. Читать самим, чтобы он видел, что это действительно интересное занятие, раз взрослые посвящают ему столько времени. И читать вместе с ребёнком. Сначала вы ему, а потом – по очереди. Несмотря на все советы, выбор книг не так уж важен. Важен подход. Чтобы семейное чтение приносило удовольствием всем его участникам, читайте то, что по-настоящему нравится вам самим.

Консультация для родителей:

Как подружить ребенка с книгой

Об интеллекте человека всегда судили по тому, сколько книг у него на полке. И, конечно же, любому интеллектуально развитому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок любил читать.

Как научить ребенка любить чтение, чтобы в дальнейшем он предпочитал книгу компьютеру и телевизору?

Прислушайтесь к нашим советам, в которых мы собрали опыт педагогов и мудрых родителей.

Читайте сами. Конечно же, никакие ваши действия не возымеют эффекта, если вы на собственном опыте не покажете ребенку, что читать действительно интересно. Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребенка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребенок в ваше отсутствие не сделает то же самое, швырнув книгу в дальний угол.
Начните собирать детские книги. Дополнительная статья расходов? Не совсем. Поверьте, средства, вложенные в образование ребенка, дают самые большие доходы.
Делайте чтение привычкой Вставьте чтение в распорядок дня - читайте по нескольку минут в день, когда ребенок спокоен, внимателен, восприимчив. Сделайте чтение книг обязательной ежедневной традицией и не изменяйте ей. Это могут быть не только чтения перед сном, но и чтение книг в середине дня, в то время когда ребенок обычно спокоен. Сначала читайте небольшие сказки или рассказы, потом переходите к историям с продолжением.

Исследования психологов "British Medical Journal" доказали, что дети, родители которых читают им вслух книги, имеют лучшую грамотность и развитые языковые навыки к моменту школьного обучения. Кроме того, описывая события в повествовании и объясняя значение истории, родители тем самым подталкивают ребёнка к любознательности, что способствует формированию социальных навыков и лучшему пониманию окружающего мира.

Выразительное чтение вслух помогает развить лексику, память, речь.
Учитесь читать специально для ребенка. Тон и интонация чтения имеют особое значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в нужном месте ударения.
К самостоятельному чтению лучше всего переходить уже в 6-7 лет. Покупайте ребенку книги с яркими картинками. Сначала опирайтесь на собственный вкус и свои детские воспоминания, потом предоставьте ребенку право самому выбирать себе книжки. Берите ребенка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьезной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочел.
Обязательно обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь у ребенка, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтение текста, но и умение его анализировать. Этот совет относится и к тому периоду, когда ребенок начнет читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чем он читает
Даже если ребенок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравится ему (например, фэнтези), а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил: книги Марка Твена, Жюля Верна, Фенимора Купера и другие.
Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о Щелкунчике, сводите ребенка на одноименный балет. Если ребенок увлекается литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий. Предложите обратный порядок: посмотрев с ребенком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят.
Держите библиотеку открытой. Держите небольшую, быстро обновляющуюся библиотеку прочных детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка, откуда он мог бы достать их в любой момент.
Ограничьте пребывание ребенка у телевизора и компьютера. Вместо мультиков можно предложить аудиокниги. Малыш может во время прослушивания заниматься своими делами: рисовать, собирать пазлы, играть конструктором. Сообщите ребенку, кто автор и как называется книга, которую он слушает. Вполне возможно, что следующую историю этого же автора он захочет сам прочитать в книге. Важно показать ребенку, что книга (даже аудио), лучше мультфильмов и компьютерных игр, потому что позволяет самому контролировать создание образов, а не воспринимать готовые
Воспитывайте бережное отношение к книге. Прежде всего личным примером.
Избегайте насилия. Если вы будете заставлять ребенка читать, прибегая к методам устрашения и наказания, это может привести к антагонизму, ребенок может возненавидеть чтение. Никогда не критикуйте ребенка и не сравнивайте с другими детьми: «Вот Маша за лето 5 книг прочитала, а ты одну с трудом, потому что читать толком не умеешь».

Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

консультация для родителей

«Особенности чтения сказок о животных»

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.
Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.
Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения.

Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям распространённой сказочной формой повествования. « Я там был…» « Жили – были..» . Естественный задушевный тон - одно из главных условий чтения сказки.
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы : добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и козёл», и.т.д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы), замедлением темпа, паузами (большей силы).
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям. (Кот, лиса, петух, заяц, коза и др.), наделённые типическими чертами: лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и. т. д.)

Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…» и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмем, к примеру, сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему встречается собака, убежала собака - повстречался медведь, ушёл медведь - появился петух и.т.д.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная. Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная...»
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним.

Читайте детям сказки, ведь дети их так любят.

Сказки помогут справиться с детским непослушанием

Детские капризы… Кто из родителей не сталкивался с ними?! Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать за собой игрушки, не хочет ходить в детский сад, часто плачет и устраивает истерики, берет чужое или постоянно дерется и ссорится с другими детьми - такие проблемы встречаются на каждом шагу. И от нас, родителей, зависит, сможем ли мы преодолеть их, не нанеся вреда ребенку и нашим с ним отношением.

Часто уговоры, крики, долгие нотации и нравоучения не приносят никакой пользы. О вреде же рукоприкладства написано и сказано немало, да и сами Вы, вероятнее всего, не раз убеждались в неэффективности подобных методов. Что же делать? Есть простой, но очень действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием и т.п., а вместо этого расскажите ему сказку. Это особые психологические сказки, которые помогут справиться с большинством капризов ребенка. Для малыша подобные сказки очень интересны. В них он видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и малыш начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.

Каждую сказку можно изменять в зависимости от особенностей Вашего ребенка и особенностей проблемной ситуации. Вы можете попробовать вместе с малышом придумать свою историю или продолжение заинтересовавшего Вас сюжета.

Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ
Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

"По щучьему велению, по моему хотению..." – Емеля

"Битый небитого везет" - Лисичка

"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок

"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)

"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)